Заработала система общественного контроля в Росатоме

Руководитель Департамента внутреннего контроля и аудита Рос_Атома Александр Локтев рассказывает о Программе по борьбе с хищениями и мошенничеством на всех предприятиях отрасли и организации «горячей линии».

- Александр Алексеевич, расскажите, пожалуйста, чем вызвано внедрение новой программы – по борьбе с хищениями?

- Комплексная программа по борьбе с хищениями – отдельное звено системы внутреннего контроля, выстраиванием которой мы сейчас занимаемся. К формированию системы внутреннего контроля приступили сразу же после создания Госкорпорации «», и к середине 2009 г. ее основные элементы уже заработали. Но наши планы серьезно скорректировал наступивший экономический кризис, который усугубил имеющиеся негативные явления. К сожалению, от хищений не свободна ни одна мировая корпорация, и вопрос только в уровне и размерах этих хищений. В 2009 г. известная консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers в своем исследовании констатировала, что наиболее подверженными угрозам мошенничества являются компании, с численностью сотрудников свыше 5 тысяч человек. При этом ежегодные потери из-за воровства или иных мошеннических схем на предприятиях в развитых странах могут достигать до 7% выручки. А в период экономических потрясений риски, конечно же, растут. Кого-то уволили, кому-то сократили зарплату, а это все дополнительный импульс для хищений. У некоторых просто отказывают нравственные тормоза.

Кризис не застал нас врасплох, мы разработали специальные меры по усилению борьбы с хищениями в отрасли. Они включают в себя совершенствование системы внутреннего контроля и аудита, в том числе через постоянные проверки хозяйственной и финансовой деятельности предприятий, по итогам которых виновных наказывают, вплоть до уголовного преследования. В атомной отрасли любое мошенничество вообще недопустимо, ведь это отрасль особая, связанная с эксплуатацией особых объектов. У нас воровство карается, и будет караться с особой жесткостью. Это наша твердая позиция. Люди должны понять, что брать чужое – это преступление, и за это можно сесть в тюрьму. Госкорпорация «» будет передавать материалы проверок в правоохранительные органы и добиваться возбуждения уголовных дел по фактам хищений и мошенничества. Все руководители и менеджеры, пойманные на воровстве, будут уволены, и об этом станет известно общественности. Такой человек в отрасли работать не будет.

Но дело не только в одних проверках с нашей стороны. Работники отрасли понимают, что воровство – это плохо, это нечистоплотно, это преступление, в конце концов. И они должны иметь возможность сообщить об этих фактах. Одна из главных задач комплексной программы по борьбе с хищениями – внедрение системы общественного контроля на предприятиях, пропаганда честного поведения. Вводимое сейчас в госкорпорации следование единым стандартам, единому корпоративному духу, формирование корпоративных основ деятельности невозможно без создания обстановки полной нетерпимости к любому жульничеству и мошенничеству. Информация о программе будет доведена до каждого сотрудника отрасли, обязательно пройдут тренинги на знание программы.

- Внедряемый на предприятиях сейчас Кодекс этики, общеотраслевая система закупочной деятельности – тоже часть этой программы внутреннего контроля?

- Безусловно. Создание департамента внутреннего контроля и аудита, казначейское исполнение бюджета, деятельность Центра закупок, формирование Центрального Арбитражного комитета отрасли,– все это, вместе взятое, и есть формирование эффективной системы внутреннего контроля, деятельность которого направлена на минимизацию издержек. А хищение – это самый уродливый фактор роста издержек, мешающий нашему развитию. Недавно был подписан Протокол со Счетной палатой о создании механизма комплексной оценки действующих систем внутреннего контроля в Госкорпорации «» и ее организациях. Совместно со Счетной палатой мы планируем разработать и внедрить специализированную методику аудита эффективности системы внутреннего контроля.

Общественный контроль, пропаганда честного поведения на предприятии. Как этого добиться? Какие инструменты можно использовать?

- Корпорация сейчас успешно развивается. Каждый сотрудник понимает, что от благополучия предприятия зависит и его успех. А значит, он заинтересован в поддержании этого благополучия. И поэтому мы предлагаем такую форму общественного контроля, как «горячая линия». Ею может воспользоваться любой сотрудник госкорпорации, чтобы сообщить о фактах нарушений, неправомерного расходования средств, хищениях имущества. Не исключаю и того, что поступят звонки от наших контрагентов, которые, например, проиграли конкурс, и не потому, что кто-то предложил более выгодные условия, а потому, что дал «откат».

- А не будет ли это воспринято людьми как «стукачество»?

- Какое же это, как вы выражаетесь, «стукачество»? Каждый честный человек озабочен делами своего предприятия. От того, насколько хорошо на нем обстоят дела, зависит заработная плата каждого работника. И поэтому мы должны сформировать такую модель поведения сотрудников, чтобы они стали внутренне озабочены фактами хищений. Это хорошая профилактика воровства. По моему глубокому убеждению, одна из главных функций контроля – а им я занимаюсь практически всю свою жизнь – это устранить обстоятельства и возможности, которые вынуждают или позволяют людям нарушать нормы законодательства и совершать противоправные поступки. И «горячая линия» — очень действенный в этом плане инструмент. Те, кто сейчас склонен к совершению мошенничества или занимается им, будут понимать, что находятся под пристальным вниманием своих коллег, которые могут сообщить о его незаконной деятельности. Неотвратимость наказания, особенно уголовного – действенная профилактическая мера для людей, занимающихся противоправной деятельностью.

- Но ведь у тех, кто руководит предприятием, всегда есть возможность контролировать своих подчиненных. Люди побоятся, что об их звонке или сообщении узнают.

Безопасность тех, кто нам позвонил – одно из главных условий работы «Горячей линии». Будут действовать несколько каналов связи. Во-первых, специально для этого выделенный федеральный телефонный номер, единый на всей территории страны. Звонок по нему бесплатный. 2-Ой вариант: письмо на специальный электронный адрес, ссылку на который можно найти и на сайте корпорации. Ну, и третья возможность с нами связаться – через почту на абонентский ящик. Это может кому-то показаться удобным, например, для отправки документов. Я хочу особо подчеркнуть: каждый из этих каналов связи замыкается исключительно на Департамент внутреннего контроля и аудита, т.е. центр получения сигнала находится в Москве. Никакие другие подразделения – канцелярия, делопроизводство и т.д. – к нему отношения не имеют. Получать сообщения будут наши сотрудники, они же будут их анализировать и обрабатывать с тем, чтобы в конце дня сделать доклад руководителю департамента. Если получена информация о существенных нарушениях, то она поступит на рассмотрение генеральному директору Госкорпорации. Механизм системы приема сообщений устроен таким образом, что не при каких обстоятельствах источник информации не раскрывается. Почему «горячая линия» замыкается именно на Москву? Нам важно гарантировать независимость рассмотрения любого сообщения. На нас невозможно повлиять никому из руководителей на местах.

- Анонимно можно позвонить? Или обязательно надо представляться?

- Конечно, можно. Специалисты, разрабатывающие программу предупреждают, что анонимных звонков, по крайней мере, на первых порах, будет подавляющее большинство. Хотя не могу не отметить, что мы предполагаем вознаграждение, в том числе и материальное, для тех, кто своим сообщением поможет пресечь крупное преступление. Но это, конечно, будет возможно только в том случае, если человек назовет себя.

- Результаты проверок по сообщениям на «горячую линию» будут обнародованы?

- Да, мы планируем публиковать эту информацию в корпоративных СМИ. Впрочем, и сейчас ее не скрываем. Каждые полгода рассылаем во все организации госкорпорации обзоры о выявленных нами нарушениях. В прошлом г. было много информации о нарушениях в московском «Атомэнергопроекте», фактах неэффективного использования средств. Те, кто ее обнародовал, пытались показать, что мы не владеем ситуацией. На самом деле нарушения в «АЭП» выявили сотрудники департамента в ходе плановой проверки, и руководству госкорпорации в установленном порядке доложили. Были приняты меры, в том числе виновных уволили.

Еще записи на эту же тему:

Метки:


Страницы: 1 2

Оставить комментарий (Зарегистрируйтесь и пишите коментарии без CAPTCHи !)

 
© 2008-2017 EnergyFuture.RU Профессионально об энергетике. All rights reserved. Перепечатка материалов разрешается при условии установки активной гиперссылки на EnergyFuture.RU.