Хороший анализ результатов конкурентного отбора мощности на 2011 год

Государство смогло выстроить механизм либерализации энергорынка так, что конкурентные цены на мощность на 2011 г. не поднялись значительно выше установленного Федеральной антимонопольной службой (ФАС) потолка. Но чтобы неэффективные мощности не стали убыточными, пришлось ввести дополнительные тарифные решения. Например, станции с самой дорогой энергией просто получили государственные тарифы.
Параметры долгосрочного рынка мощности, по которым будут работать генерирующие компании в 2011 г., оказались лишь на 4% выше регулируемых цен, установленных государством. На конкурентном отборе мощности на следующий г. (-2011), проведенным «Системным оператором Е_Э_С», цена на мощность в зонах свободного перетока (ЗСП) Центра и Урала составила 123 тыс. руб. за 1 МВт в месяц. Только в этих регионах цена определялась по свободным правилам долгосрочного рынка мощности, на остальной территории единой энергетические системы, где, по мнению Ф.А.С., конкуренция была недостаточна, был установлен потолок цены (price-cap). В европейской энергозоне price-cap и, соответственно, цена на мощность составили 118,1 тыс. руб., в Сибири — 126,4 тыс. руб. за 1 МВт в месяц.

В общей сложности на К_О_М-2011 было отобрано 48 генкомпаний и 288 электрический станций, общий объем «старой» мощности колеблется от 147 до 155,3 ГВт. Кроме того, без отбора прошли новые мощности, построенные по обязательным инвестпрограммам и оплачиваемые по повышенным ставкам в рамках договоров на поставку мощности. Их объем должен за 2011 г. удвоиться с 5,1 ГВт в январе до 11 ГВт в декабре. Максимальный объем отобранной мощности достигнет 165,5 ГВт.

Выручка генкомпаний формируется из двух частей — выплат за мощность и электроэнергию. Цена мощности — ежемесячные выплаты, которые получают генкомпании. Она должна компенсировать условно-постоянные затраты электрический станций. Переменные затраты (в т. ч. расходы на топливо) компенсируются за счет цены на реально выработанную электроэнергию. Либерализованный (ДРМ), вводящийся с 2011 г., должен был на нескольких КОМах подряд определить уровень цены на мощность на пять лет вперед.

Однако даже условная либерализация Д_Р_М при сохранении антимонопольного потолка цен — это не единственный элемент госрегулирования. Часть электрический станций (или отдельных энергоблоков) были переведены на так называемый вынужденный режим. Это либо станции, которые не удовлетворяли техническим условиям «Системного оператора», либо энергоблоки со слишком высокими постоянными расходами. Для вынужденного режима цену на мощность и тариф на электроэнергию определяла Федеральная служба по тарифам (ФСТ).

В большинстве случаев этот тариф значительно выше и потолка цен, и конкурентной цены. Минимальный тариф на мощность в вынужденном режиме — 99,4 тыс. руб. за 1 МВт в месяц, такую ставку получила часть мощностей Сургутской ГРЭС-1 (принадлежащая «Газпрому» О.Г.К.-2). Максимум тарифа — 1,49 млн руб. за 1 МВт в месяц (Уренгойская ГРЭС О.Г.К.-1, находящейся в управлении «Интер РАО(ртс:IUES)»). В приказе Ф.С.Т. по вынужденному режиму упомянуты отдельные энергообъекты всех О.Г.К. и Т.Г.К., кроме принадлежащих К.Э.С. (ТГК-5, Т.Г.К.-6, Волжская Т.Г.К., Т.Г.К.-9) и финской Fortum (ОАО «Фортум», экс-Т.Г.К.-10).

Но и части электрический станций, прошедших К_О_М-2011, придется ориентироваться на тарифные решения Ф.С.Т.. В конкурентных ЗСП Центра и Урала после отбора всей необходимой «Системному оператору» мощности, согласно правилам, отбираются 15% самых дорогих заявок генкомпаний. Самая высокая из оставшихся заявок и определяет финальную цену мощности. Для 15% дорогих заявок Ф.С.Т. считает «экономически обоснованный тариф». Мощности этих энергоблоков будет оплачиваться по меньшей из двух оценок — собственной заявки генкомпании и тарифа Ф.С.Т.. Учитывая, что, согласно прогнозу «Совета рынка», спрос на мощность в этих зонах составит около 47 ГВт, этот механизм затронет около 7 ГВт.

Попадание в «верхние 15%» для многих электрический станций значительно повышало цену на мощность в сравнении с уровнем К_О_М-2011. Например, мощности Губкинская ТЭЦ (контролируемая ОНЭКСИМом «Квадра», экс-Т.Г.К.-4) получила тариф 3,86 млн руб. за 1 МВт в месяц — в 31 раз выше цены КОМа. Шарьинская ТЭЦ (ТГК-2 группы «Синтез») — 2,3 млн руб. за 1 МВт в месяц, что в 19 раз выше КОМа. Но ряд энергообъектов были оценены Ф.С.Т. явно ниже своих заявок. Так, для части мощностей Троицкой ГРЭС О.Г.К.-2 экономически обоснованная цена составила 52,8 тыс. руб. за 1 МВт в месяц, Воронежской ТЭЦ-2 «Квадры» — 35,6 тыс. руб. В этих энергокомпаниях причины такого расхождения в оценках с Ф.С.Т. не пояснили. В «Газпром(Ртс:Gazp) энергохолдинге» отметили, что в целом результатами К_О_М-2011 довольны.

Директор НП «Совет производителей энергии» (объединение генкомпаний и их стратегических акционеров) Игорь Миронов объясняет сравнительно низкую цену КОМа, сформированную в зонах Центра и Урала, так: «Наиболее «дорогие» станции подали заявки в Ф.С.Т. как «вынужденные генераторы» и будут работать в 2011 г. по тарифу. Соответственно, заявки на конкурентный отбор подавались «эффективными» станциями, поэтому цена, которая сложилась, достаточно адекватна».

Еще записи на эту же тему:



Оставить комментарий (Зарегистрируйтесь и пишите коментарии без CAPTCHи !)

 
© 2008-2017 EnergyFuture.RU Профессионально об энергетике. All rights reserved. Перепечатка материалов разрешается при условии установки активной гиперссылки на EnergyFuture.RU.