Украина доигралась. ЕС отказывает ей в поддержке модернизации ГТС

Евросоюз считает бессмысленным вкладывать деньги в модернизацию газотранспортной системы Украины. В Брюсселе исходят из того, что, если будут построены два газовой трубы из Рф в ЕС — South Stream и Nord_Stream, необходимости в украинском и белорусском транзите больше не будет ни у Рф, ни у Евросоюза. Впервые об этом вчера заявил энергокомиссар ЕС Гюнтер Оттингер. Получается, что Еврокомиссия подталкивает Киев к созданию совместного предприятия с «Газпромом«.
Комиссар ЕС по вопросам энергетики Гюнтер Оттингер вчера впервые прямо заявил, что выделение средств ЕС на модернизацию украинской газотранспортной системы (ГТС) зависит от гарантий Рф на прокачку газа в Европу. «Модернизация ГТС (стоимостью $2,1 млрд) не имеет смысла, если нет газа, а газ поступает из Рф»,— приводит «Интерфакс-» слова господина Оттингера. В этой связи еврокомиссар упомянул строящийся в 2011-2012 годах подводный газопровод Nord_Stream мощностью 55 млрд кубометров и проектируемый South Stream пропускной способностью 63 млрд кубометров. Суммарная мощность этих двух газопроводов составляет 118 млрд кубометров. «Россия может поставлять газ без помощи Украины или Белоруссии — сейчас она экспортирует на европейский рынок 120 млрд кубометров газа»,— пояснил господин Оттингер.

О том же регулярно предупреждают и украинские власти. К примеру, неделю назад премьер Николай Азаров в интервью национальному «5-му телеканалу» заявил: «Россия построит Nord_Stream и South Stream, Европа и Азербайджан — Nabucco, и окажется в тупике. Поэтому самое важное — создать условия не только для нормального функционирования газотранспортной системы Украины, но и для ее существования».

Как создать такие условия, еще в мае 2010 г. подсказал российский премьер В.Путин, предложивший объединить газовые монополии двух стран,— «Газпром(Ртс:Gazp)» и «Нафтогаз Украины». Но президент Украины Виктор Янукович тогда ничего не ответил, а чуть позже заявил, что, поскольку, мол, цена «Нафтогаза» ниже 10% капитализации «Газпрома(Ртс:Gazp)», то ни о каком слиянии речи быть не может. После этого Москва предложила создать СП на базе магистральных газопроводов Украины и месторождений «Газпрома(Ртс:Gazp)» в РФ. Этот проект эксперты обсуждают уже полгода. Ожидается, что весной удастся продвинуться в создании этого СП.

Осенью «Газпром(Ртс:Gazp)» предложил для СП ряд месторождений на Ямале и в Астрахани, но украинская сторона до сих пор не определилась: вносить в СП все магистральные газопроводы или до 50% ГТС, как это следует из национального законодательства, и что делать с подземными хранилищами газа. Формально прошлой осенью верховная рада вывела ГТС из перечня стратегически важных и не подлежащих приватизации предприятий. Фактически же идея продажи ГТС является непопулярной среди украинских элит, поэтому власти страны пытаются пройти между Сциллой и Харибдой. «Вопрос приватизации украинской ГТС сейчас неактуален»,— утверждает премьер Азаров. Но одновременно президент Янукович рассчитывает «на совместное участие Украины, Рф и ЕС в модернизации украинской ГТС».

Еврокомиссия, которая до сих пор занимала нейтральную позицию, наконец определилась. Гюнтер Оттингер посоветовал вчера властям Украины убедить Москву отказаться от строительства South Stream и профинансировать модернизацию украинской ГТС. «Надеюсь, что двусторонние отношения между Киевом и Москвой будут развиваться с пользой для трехстороннего партнерства между РФ, Украиной и ЕС, потому что дешевле модернизировать существующие трубопроводы, чем строить новую инфраструктуру»,— заявил энергокомиссар. В Киеве и Москве вчера не комментировали позицию ЕС.

В этих условиях, по мнению члена комитета рады по Т.Э.К. Сергея Пашинского, сможет справиться с модернизацией ГТС как без европейской помощи, так и без передачи активов в СП с российским «Газпромом». «Это дает очень сильные аргументы украинской стороне в переговорах с Рф»,— полагает депутат. А глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин отмечает, что у «Нафтогаза» есть возможность в ближайшие пять-семь лет вкладывать по $200-300 млн ежегодно в модернизацию ГТС — но все технические вопросы должны одобрить политики.

Еще записи на эту же тему:

Метки:


Оставить комментарий (Зарегистрируйтесь и пишите коментарии без CAPTCHи !)

 
© 2008-2017 EnergyFuture.RU Профессионально об энергетике. All rights reserved. Перепечатка материалов разрешается при условии установки активной гиперссылки на EnergyFuture.RU.