Начало эпохи: передача электроэнергии. Часть 2

Начало эпохи: передача электрической энергии. Часть 2

….Доливо-Добровольский поднял провод голыми руками, демонстрируя уверенность в том, что сработает сконструированная им защита….»

….За полгода Доливо-Добровольскому необходимо было спроектировать и построить асинхронный двигатель на 100 л.с. и четыре трансформатора на 150 киловатт, учитывая, что максимальная мощность ТС составляла тогда только 30 киловатт…

Александр Баринов

Также смотрите:
Начало. Часть 1


Михаил Осипович Доливо-Добровольский

К началу выставки различные фирмы должны реализовать на практике свои линии электропередач и доказать эффективность своей концепции, или постоянного или переменного тока, как однофазного, так и многофазного. Фирме АЭГ было предложено осуществить передачу электрической энергии из местечка Лауфен во Франкфурт, расстояние меду которыми составляло 170 км, по тем временам огромное расстояние, и очень многие считали саму идею невыполнимой. Но Доливо-Добровольский был уверен в возможностях трехфазного тока, что убедил директора Ротенау согласиться на опыт.

После первых сообщения о проекте по передаче электрического тока от Лауфена до Франкфурта, электротехники во всем мире разделились на два категории первые поддерживали решение, другие отнеслись к нему как к шумной рекламе. Практически никто не верил, что К.П.Д. будет больше 15%. Депре и многие другие авторитеты, говорили о экономической нецелесообразности этого проекта. Но Доливо-Добровольский убедил руководство компании в необходимости участи в проекте.

Времени до открытия оставалось очень мало, поэтому строительство Л.Э.П. проходило в большой спешке. За полгода Доливо-Добровольскому необходимо было спроектировать и построить асинхронный двигатель на 100 л.с. и четыре трансформатора на 150 киловатт, учитывая, что максимальная мощность однофазных ТС составляла тогда только 30 киловатт. Но на опытные образцы времени не оставалось. Даже двигатель и ТС не могли пройти испытание, на заводе, так как в Берлине не было трехфазного генератора необходимой мощности, а генератор для Лауфеновской станции строили в Эрликсоне. И испытание предстояло проводить непосредственно на открытии выставки.


Электродвигатель Доливо-Добровольского

Кроме двигателя и трансформатора, Доливо-Добровольскому пришлось спроектировать и проследить за монтажными работами самой линии электропередач. Да и ситуация накалялась еще тем, что решался вопрос не только о престиже и карьере, но и о пути развития электротехники. Доливо-Добровольский полностью осознавал серьезность стоявшей перед ним задачи и писал позже: «Если я не хотел навлечь на мой трехфазный ток несмываемого позора и подвергнуть его недоверию, которое вряд ли удалось бы потом быстро рассеять, я обязан был принять на себя эту задачу и разрешить ее. В противном случае опыты Лауфен-Франкфурт и многое, что потом должно было развиться на их основе, пошли бы по пути применения однофазного тока».

В Лауфене была за малый период построена небольшая ГЭС. Турбина мощностью 300 л.с., вращала генератор трехфазного тока. От генератора три медных провода большого сечения вели к распределительному щиту, где были установлены измерительные приборы, свинцовые предохранители и тепловые реле. От распределительного щита три кабеля следовали к трем трехфазным трансформаторам «призматического» типа. Обмотки ТС соединялись в звезду. Сама электропередача предполагалась при напряжении в 15 тысяч вольт, но все расчеты были сделаны с запасом – для работы при напряжении в 25 тысяч вольт. Для того чтобы достичь такого высокого напряжения планировалось включить по два трансформатора на каждом конце линии, так чтобы их обмотки низшего напряжения были соединены параллельно, а обмотки высшего – последовательно.

От ТС в Лауфене начиналась трехпроводная линия, подвешенная на 3182 деревянных опорах высотой 8 и 10 м со средним пролетом 60 м. Выключателей на линии не было. При необходимости быстрого обесточивания линии предусматривались два оригинальных приспособления. Рядом с Лауфенской ГЭС были установлены две опоры на расстоянии 2, 5 м одна от другой, в разрыв каждого провода линии включалась плавкая вставка из двух медных проволок диаметром 0, 15 мм.

Во Франкфурте и вблизи железнодорожных станций (часть линии шла вдоль железнодорожного полотна) были установлены угловые замыкатели, представляющие собой металлический брус, подвешенный с помощью шнура на Г-образной опоре. При необходимости достаточно было дернуть за шнур, и брус опускался на все три провода, создавая короткое замыкание, и плавкие вставки перегорали, обесточивая всю линию. Во Франкфурте провода подходили к понижающим трансформаторам, которые находились в специальном павильоне, обеспечивая снижение напряжения на выходе до 116 вольт. К одному из этих ТС было подключено 1000 ламп накаливания по 16 свечей (55 ватт) каждая, к другому — большой трехфазный двигатель Доливо-Добровольского.

Напряжение генератора в Лауфене было 95 вольт. Повышающий ТС имел коэффициент трансформации равный 154, что давало напряжение в линии электропередач 14650 вольт (95х154). Это было огромное напряжение для того времени. Правительства земель, через которые проходила Л.Э.П., были встревожены ее сооружением. Даже у образованных людей возникал страх перед деревянными столбами, на которых были укреплены таблички с черепами. Больше всего опасений вызывала возможность обрыва провода и падения его на рельсы железной дороги. Не смотря на разъяснительную работу, проведенную администрацией выставки, администрация Бадена не разрешала соединять участок готовой линии на баденской границе.

Для устранения последних препятствий и чтобы убедить в безопасности местную власть, Доливо-Добровольский провел убедительный опыт. Когда линия была впервые включена под напряжение, один из проводов был искусственно оборван и упал на рельсы железной дороги. Доливо-Добровольский поднял провод голыми руками, демонстрируя уверенность в том, что сработает сконструированная им защита. Этот убедило местную администрацию, и устранило последнюю преграду перед запуском линии, увенчавшейся полным успехом.
Также смотрите:
Начало. Часть 1

Обсудить на нашем форуме

Еще записи на эту же тему:



Оставить комментарий (Зарегистрируйтесь и пишите коментарии без CAPTCHи !)

 
© 2008-2017 EnergyFuture.RU Профессионально об энергетике. All rights reserved. Перепечатка материалов разрешается при условии установки активной гиперссылки на EnergyFuture.RU.