Новая газета о СШГЭС. Инженер не должен пресмыкаться перед финансистом

Дело не в шпильках, а в запредельной вибрации. Были бы прочнее шпильки — сломалось бы в другом месте. А вибрация возникла из-за того, что турбину гоняли и в хвост и в гриву
Правительственная комиссия назвала причины катастрофы в Саянах. Дело не просто в шпильках, которые держали турбину и вдруг отказались удерживать ее. Дело не в том, что шпильки устали. Их довели до этой усталости. Планомерно, настойчиво, неоспоримо. Разрушение шпилек — это следствие вибрации. Вибрация возникала от перегрузки. Перегружали турбины в надежде огрести побольше денег. К вопросу о том, побеждает ли бабло зло.

Специалисты, работавшие в комиссии, сделали вывод: катастрофа должна была произойти. Абсолютный непрофессионализм низов: в то, что механики не обтягивали шпильки и не ставили гайки, просто невозможно поверить, но, похоже, так и есть. Абсолютная алчность и халатность верхов. Абсолютная общая безответственность и отсутствие должных навыков. И весь этот перевернутый порядок возведен в систему.

Катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС должна бы структурировать на ближайшие годы жизнь России, причем не только промышленную. В этой трагедии отразилась вся сегодняшняя страна. В ней заключены и в общем легко прочитываются все уроки, насущнее которых для нас уже ничего нет. Для страны, еще запускающей в космос ракеты, самым насущным становится возвращение рефлекса: при виде голой резьбы наворачивать на нее гайку и затем периодически проверять и подтягивать ее гаечным ключом. Для страны, кичащейся своей якобы духовностью, тем, что она родила Достоевского и Толстого, самым насущным становится осознание давно известной формулы: кэш — хороший слуга, но плохой хозяин. Инженер не должен пресмыкаться перед финансовым менеджером. Современная страна, устроенная так бесхитростно, обречена. Девальвация инженерных профессий — самый верный путь к погибели.

Предыдущий номер «Новой» открывал характерный документ сегодняшнего дня — блистательно безграмотная повестка райвоенкома. Орфография и пунктуация в акте Ростехнадзора (поспешно удален с сайта ведомства) не многим лучше. Как и в бесчисленном количестве документов региональных правительств, пресс-релизов, законопроектов, исходящих из бюрократических недр, вплоть до постановлений Правительства РФ. Это и есть лицо сегодняшнего государства. Не замутненная никакими знаниями о правилах, падежах, склонениях-спряжениях, абсолютно девственная безграмотность райвоенкома или главы федерального ведомства, утверждающего акт (который — он знает — будут читать тысячи людей), довольно точно и показательно отражает интеллектуальный потенциал государства в целом, профессионализм его чиновников.

Если бы 17 августа на форуме Drom.ru не самоорганизовалось компетентное сообщество, собиравшее и анализировавшее информацию параллельно официальному расследованию, очевидно, акт был бы иным. Нужно, видимо, поблагодарить и Кутьина, и специалистов, привлеченных в правительственную комиссию, за внимательное отношение к аргументам и расчетам, опубликованным на этой сетевой площадке. Наблюдалась и еще одна форма взаимодействия с неангажированными специалистами: форум использовался для вброса информации, версий и отслеживания реакции на них.

Общественная дискуссия задолго до официальных выводов пришла в целом к тому же пониманию основных причин катастрофы, последовательности ее развития, техусловий, к ней приведших. Разумеется, есть и расхождения. Скажем, у части дромовцев иной взгляд на то, из-за чего происходила повышенная вибрация.

«Новая» подробно информировала о ходе обсуждения причин аварии на «Дроме». Практически все, о чем говорится в акте, горячо обсуждалось в минувшие 50 дней на форуме. Но отнюдь не все вопросы, разбиравшиеся на форуме, нашли в акте отражение. Нет анализа разлома цапфы, нет объяснения полувывалившимся штифтам и вывалившимся пальцам, нет упоминаний о потере натяга фланца, коррозии и т.д. По мнению одного из дромовцев — Eugene_moscow, механизм разрушения шпилек раскрыт неполно. «Видно, что комиссия старалась. Даже опубликовала отчет, хоть он явно и сырой. За что Кутьину почет и уважение. Ошибки можно простить: все делалось в спешке. Но в технической части все грустно. Нешмагли. Ни одной свежей фотографии. Отчет основан на экспертизе ЦНИИТМАШа. Были ли в результатах экспертизы примеры фотографий трещин? Наверное, нет, раз их нет в Акте. Может быть, оборудование 40-летней давности не позволяет фотографировать? Или фотолабораторию, занимавшуюся проявкой пленок, расформировали? < …> Похоже, технология машиностроения в России мертва. Мертва вплоть до того, что эксперты не могут провести полноценную экспертизу. 20 лет ничего не разрабатывали. В большинстве НИИ наиболее грамотные 30-, 40-летние, успевшие заработать себе имя, уехали. Молодежь без имени ушла в другие профессии. Остались одни старики и люди предпенсионного возраста, но за 20 прошедших лет большинство из них ушло от нас, а остальным уже немного не до бывшей профессии. Сейчас учить уже некого и некому. Примерно так».

Dialoma: «Я прочитал выводы комиссии об аварии и пришел к выводу, что комиссия выбрала путь наименьшего сопротивления, т.е. выложила среднестатистический сценарий с этого форума, а потом заболтала деталями < …>. А причины более глубинные? А где данные проверки по всем остальным агрегатам? Требую всю информацию о состоянии всех десяти агрегатов!» Это позволило бы понять: произошедшее со вторым гидроагрегатом — норма или исключение?

Дело не в шпильках, а в запредельной вибрации. Были бы прочнее шпильки — сломалось бы в другом месте. Ну как у человека с повышенным артериальным давлением. Если на него не обращать внимания, не инфарктом обернется, так инсультом.

Вибрация возникла из-за того, что турбину гоняли и в хвост и в гриву. Гонять ее или нет, решает не дядя Ваня на станции. Сейчас все чаще говорят (и в Сети, и на улице), что российскому народу, коли он хочет выжить, пора создавать Советы трудовых коллективов по технической безопасности предприятий. И брать под контроль методы зарабатывания себе на жизнь всех этих «гнилых шпилек» — названных и не названных в акте Ростехнадзора деятелей, управляющих индустрией и ее курирующих.

Что вдовы и сироты недовольны актом Ростехнадзора и вряд ли выводы комиссии могли их удовлетворить — понятно. Однако их эмоциональная логика не только оправданна, она необходима стране. А за что тогда погибли 75 человек в Саянах? Или они погибли ни за что, лишь по стечению обстоятельств?

Drom.ru, greyhound72: «Этот порочный круг рассыплется только с окончанием нефти или по достижении страной технологического коллапса. Обратите внимание: описанная в Акте, пусть технически оформленная наспех и кое-как, но эта проблема — СИСТЕМНАЯ. Один — недовернул, второй — не проверил, третий, как кто-то точно выразился здесь, захватил собственность, которую не может содержать. 20 лет учили менеджеров-юристов, что же вы хотите?»

Алексей Тарасов
наш. соб. корр., Красноярск

Этот материал можно обсудить на нашем специальном форуме по Аварии на СШ ГЭС Зайти на ФОРУМ

Что еще у нас почитать о :

А К Т ТЕХНИЧЕСКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН АВАРИИ, ПРОИСШЕДШЕЙ 17 АВГУСТА 2009 ГОДА — «Саяно-Шушенская ГЭС имени П.С. Непорожнего» Подписанная версия АКТА

О возможности катастрофы при пропуске паводка 2010 на СШГ (cfzyj )

Интервью «Известиям» с участием одного из авторов сайта EnergyFuture

Техническая проработка версий аварии.

Очень обоснованная версия: Причина аварии на СШГ ( cfzyj ) — заклинившая лопатка

Полная версия Тетельмина ( не из Известий ) об аварии на СШГ

Авария СШГ: Возможно шпильки в ГА2 были не штатными ( с расчетами и картинками )

Версия аварии на СШГ видного специалиста по аэродинамике Ю.И. Лобановского ( 5+ по аргументированности, 30 страниц )

Интерьвью с Лобановским из Известий ( 5+ по аргументированности, 30 страниц )

Обобщающая статья аварии на СШГ: не годная автоматика, вибрации, шпильки, полет+обзор действий персонала

Почему при аварии на СШГЭС наиболее сильно пострадали ГА2, ГА7, ГА9 ? Найден ответ.

Еще записи на эту же тему:



Страницы: 1 2 3

Оставить комментарий (Зарегистрируйтесь и пишите коментарии без CAPTCHи !)

 
© 2008-2019 EnergyFuture.RU Профессионально об энергетике. All rights reserved. Перепечатка материалов разрешается при условии установки активной гиперссылки на EnergyFuture.RU.