Обобщающая статья аварии на СШГ: не годная автоматика, вибрации, шпильки, полет+обзор действий персонала

Технические причины начались с момента окончания ремонта ГА2. С этого момента ГА2 ни дня не работал в штатном режиме. Т.е., если не считать отмывания денег менеджментом компании, цели ремонта выполнены не были. Специалисты отказывающиеся принять ГА2 в эксплуатацию так или иначе от работ были руководством компании отстранены. Оставшиеся «специалисты» были запуганы менеджментом, т.к. поселок маленький и с работой не разбежишься. Не штатная работа ГА2 приводила к повышенной вибрации, которая возрастала по ходу эксплуатации. Борьба с эти явлением велась плавной остановкой-запуском агрегата и регулировкой лопаток НА. Технически это наиболее безграмотное обращение с агрегатом, т.к. агрегат периодически проходит запрещенные режимы работы, где вибрация усиливается особенно в зонах резонанса. По требованию менеджмента компании программисты Ракурса в купе с Промавтоматикой не только разработали так называемую автоматизированную систему управления, но и крепко поработали над удешевлением эксплуатации СШГЭС. В ходе «автоматизации» исчезли дежурные ВБ и вся система аварийного энергообеспечения. Не вникая в физику процесса, Ракурс и Помавтоматика установили систему практически независимого управления лопаток ГА2, не обеспечив алгоритмами снижение вибрации. Берусь утверждать, что таковых алгоритмов за пределами нейронных сетей и нет. Исходно система управления лопатками ГА2 строилась с применением не микроэлектроники, а тросовых связей. Кроме подобной выдающейся безграмотности, обе «фирмы» поставили контроль не за лопатками ГА2, а за перемещением сервоприводов, что вообще не позволяло знать реального положение лопаток НА.
К этому добавилась плохо работающая система откачки воды кольца крышки ГА2, т.е. головки шпилек находились в воде и не были доступны для осмотра.
Теперь собственно технология аварии.
С последнего ремонта ГА2 периодически доходит до вибраций, требующих остановки ГА2 и его периодически останавливают в штатном режиме – плавным закрытием НА. Проходя через резонансные зоны, авария может случиться в любой момент при операциях останвки-запуска. Крепление шпилек не проверяется. Не берусь утверждать, что вообще с момента ремонта, но месяц точно.
Крышка ГА крепится на 80 шпильках м80 из ст.45. Расчет нагрузки не менее 10 000 тон. Никакое давление и гидроудар дать такую нагрузку на крышку ГА не могут, тем более, что к этому нужно добавить вес самого ГА в 1 500 тон. Советская школа проектирования меньше чем 2.5 раза от максимально известной нагрузки крепеж не делала. Но ст.45 – высокоуглеродистая сталь, рассчитанная на разрыв. Это достижимо при монолитной конструкции – крышка ГА привинчена шпильками к кольцу СК. Повышенная вибрация и периодические процедуры пуска-останова, приводят к откручиванию гаек ГА2. Агрегат из монолита превращается в конструкцию из крышки, шпилек и гаек. Расчет стальной конструкции в режиме механизма провести невозможно. Контроль не ведется. По мере ослабления гаек растет вибрация ГА2, с которой борется автоматика Ракурса-Промавтоматики и операторы СШГЭС, пытающиеся подобрать оптимальный режим работы.
С менеджментом, как водится, общаются посредством служебных записок, на которые никто не реагирует.
15 числа вибрации превосходят все виданное до толе. Начинаются звонки т.д. К вечеру 16 принимается решение об остановке ГА2. Вариантов два – штатный или аварийный. Аварийный – сброс затворов ВБ. Это безопасно, но доказать менеджменту, что была угроза разрушения станции уже будет невозможно, т.к. аварии-то нет, а убыток как бы нанесен. Зашуганные операторы брать на себя ответственность и подвергнуться увольнению не хотят – дожидаются смены. На пересменке опять же никто на аварийное закрытие не решается и не взирая на то, что на станции где-то в 2.5 раза больше народу чем нужно, приступают к остановке ГА2 в штатном режиме.
Находящийся в режиме катастрофических вибраций ГА2 своей крышкой постоянно бьет по гайкам шпилек. Шпильки лопаются но держат, т.к. их еще много, да и давление на крышку, при работающем ГА, относительно небольшое. Плавная остановка ГА2 доводит до резонансных колебаний утром 17 числа. Резонансные удары срывают оставшиеся шпильки, а давление на крышку перед НА, возроставшее по мере закрытия НА, плавно снимет ГА2 с крепежа вместе с НА. Плавный подъем НА высвобождает щель СК из которой через площадь в 30 кв.м. поступает вода под давлением более 20 атмосфер из водовода с площадью сечения в 44 кв.м. Выше СК поднимающийся ГА2 оставляет отверстие в 60 кв.м. Ниже СК совершенно свободная ОТ, в которой давление столба от НБ не более 1 атмосферы. В результате в сторону машзала идет вода под давлением 5-7 атмосфер.
По началу ГА2 вращается сам и вращается в магнитном поле. Это стабилизирует подъем ГА2. Затем разрушается статор и падает скорость вращения. В результате ГА2 начинает задевать стенки колодца и разрушать бетон наиболее широкими частями. При этом сама турбина, прикрытая крышкой даже практически ничего не касается.
Дежурные ВБ – 5 женщин уволены менеджментом с помощью Ракурса и Промавтоматики. Закрывать затворы некому. Автоматика разрушается раньше чем разрушен даже сам ГА2, т.к. автоматика перестала работать через 1.5 сек., когда ГА2 еще вращался на столбе воды.
Далее в течении часа вода идет из через водовод в Енисей через ОТ, чем снижает давление разрушающее машзал, и в машзал под 5-7 атмосферами. Уровень воды в машзале начинает превышать уровень воды в Енисее и заливает остальные агрегаты. Далее коротит что можно и выходит из строя все что можно, т.е. подстанция и 8 агрегатов, т.к. ГА2 уже вышел, а ГА6 на ремонте.
Это техника. Если брать психические причины, то они давно озвучены на Эхе Москвы. – менеджмент ну никак не соответствует уровню объекта управления.
Авторство: RUH

Этот материал можно обсудить на нашем специальном форуме по Аварии на СШ ГЭС Зайти на ФОРУМ

Что еще у нас почитать о :

А К Т ТЕХНИЧЕСКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН АВАРИИ, ПРОИСШЕДШЕЙ 17 АВГУСТА 2009 ГОДА — «Саяно-Шушенская ГЭС имени П.С. Непорожнего» Подписанная версия АКТА

О возможности катастрофы при пропуске паводка 2010 на СШГ (cfzyj )

Интервью «Известиям» с участием одного из авторов сайта EnergyFuture

Техническая проработка версий аварии.

Очень обоснованная версия: Причина аварии на СШГ ( cfzyj ) — заклинившая лопатка

Полная версия Тетельмина ( не из Известий ) об аварии на СШГ

Авария СШГ: Возможно шпильки в ГА2 были не штатными ( с расчетами и картинками )

Версия аварии на СШГ видного специалиста по аэродинамике Ю.И. Лобановского ( 5+ по аргументированности, 30 страниц )

Интерьвью с Лобановским из Известий ( 5+ по аргументированности, 30 страниц )

Обобщающая статья аварии на СШГ: не годная автоматика, вибрации, шпильки, полет+обзор действий персонала

Почему при аварии на СШГЭС наиболее сильно пострадали ГА2, ГА7, ГА9 ? Найден ответ.

Первая реакция технического сообщества РУнета на АКТ о причинах аварии на СШГЭС

Неплохой Анализ Акта технического расследования причин аварии.( Чубайс не виноват)

Видео, фото, графика

Полная версия с камер наблюдения на СШГ момента аварии.

Авария Саяно-шушенскеая ГЭС ( СШГ авария ), начало , любительская съемка

Авария Саяно-шушенскеая ГЭС ( СШГ авария ), сразу после , съемка эксплуатационного персонала

Авария Саяно-шушенскеая ГЭС ( СШГ авария ), сразу после , съемка эксплуатационного персонала №2

Фильм «Бунт Енисея», показанный по 1-му каналу ТВ 21.09.09

40 дней после катастрофв СШГЭС. Фильм с рассказами очевидцев. ТВ г. Черногорск

Еще записи на эту же тему:



Страницы: 1 2 3

Один комментарий к “Обобщающая статья аварии на СШГ: не годная автоматика, вибрации, шпильки, полет+обзор действий персонала”

  • devfun | 22 Сентябрь, 2009, 23:18

    Авария на Саяно-Шушенской ГЭС случайность или закономерность

    Сердюков Г.Ф.

    17 августа 2009 года на Саяно-Шушенской ГЭС в респ. Хакасия произошла авария. В результате аварии (по официальным данным) погибли 73 человека. Машинный зал практически разрушен.

    Инцидент на СШГЭС ярко показывает "неумолимую деградацию инфраструктуры советских времен", пишет «К2Капитал» со ссылкой на британскую The Independent.

    "Все – от электростанций до портов и аэропортов, от газопроводов до железных дорог, от городских систем отопления до московского метрополитена – остро нуждается в обновлении", — отмечает издание.

    Более подробный анализ представлен в презентации (MS Power Point, 183Мб, 332 слайда)

    Ссылки на презентацию:

    File.sibnet.ru — http://file.sibnet.ru/get/file/?id=691226
    Или

    Narod.ru — http://narod.ru/disk/13328842000/Avaria_GES_Sayan
    Или

    rapidshare.com
    http://rapidshare.com/files/282610017/Avaria_GES_http://rapidshare.com/files/282616876/Avaria_GES_http://rapidshare.com/files/282621828/Avaria_GES_

Оставить комментарий (Зарегистрируйтесь и пишите коментарии без CAPTCHи !)

 
© 2008-2017 EnergyFuture.RU Профессионально об энергетике. All rights reserved. Перепечатка материалов разрешается при условии установки активной гиперссылки на EnergyFuture.RU.