Реформирование угольной отрасли в Российской Федерации

Начало реформированию отрасли положил Указ Президента РФ от 30 декабря 1992 г. “О преобразовании в акционерные общества и приватизации объединений, предприятий и организаций угольной промышленности”.

01 марта 1993 года Государственная корпорация “Уголь России” была ликвидирована. В апреле 1993 года было создано Государственное предприятие «Российская угольная компания» (ГП “Росуголь”), в функции которого перешло коммерческое управление закрепляемыми в федеральной собственности пакетами акций акционерных обществ. В руководство компании вошли известные ученые и опытные производственники: Малышев Ю.Н., Зайденварг В.Е., Саламатин А.Г., Яновский А.Б., Никишичев Б.Г. и др. На первый план деятельности компании “Росуголь” вышла задача преобразования российской угольной промышленности в рентабельное производство и обеспечение социальной защиты шахтеров.

Реструктуризация — это реформирование угольной отрасли, перевод ее на рельсы рыночной экономики. Нужно было одновременно решить несколько сверхсложных задач: закрыть опасные и нерентабельные шахты, переоснастить современной техникой перспективные, начать строительство новых угледобывающих предприятий, не уступающих лучшим мировым образцам. Параллельно необходимо было вывести из кризиса социальную сферу угольных регионов и избежать массовой безработицы среди шахтеров. Следовало также резко сократить в отрасли все непрофильные производства, акционировать и подготовить к работе в рыночных условиях территориальные угледобывающие объединения. Все это требовало очень больших средств, четкой законодательной базы и согласованности действий федеральных, региональных и отраслевых органов. Предстояло решить и серьезную проблему по развитию отечественного угольного машиностроения, так как более 60% всех его мощностей осталось на Украине и в Казахстане.

В этот период в процесс подготовительной работы по развертыванию масштабных преобразований в отрасли включился Мировой банк реконструкции и развития (МБРР). Официальной целью его участия была провозглашена помощь российской стороне путем предоставления так называемого «угольного» займа. В ноябре 1993 года МБРР представил российскому правительству свой вариант реформирования отрасли. По существу, это был план ускоренной ликвидации угольной промышленности России. Так, по прогнозам Мирового банка общероссийское потребление угля к 1997 году не должно было превышать 150 млн т, а количество угледобывающих предприятий в стране предлагалось сократить до 40 единиц.

Представленная МБРР концепция реформирования отрасли вызвала у многих российских экспертов серьёзные замечания и возражения, особенно в части предлагаемого Мировым банком резкого сокращения инвестиционной и инновационной составляющих в средствах господдержки отрасли. Тем не менее концепция МБРР была активно поддержана так называемым «реформаторским ядром» Минэкономики России. В результате возникших дискуссий и разногласий первый нормативный документ реструктуризации — » Основные направления реструктуризации угольной промышленности России» был утвержден Правительствои РФ (Чубайсом А.Б.) только в 1995 году, после двух лет практической работы по реструктуризации отрасли, проводимой компанией «Росуголь» в соответствии с Указом Президента РФ. Более того, начальные идеи реформирования отрасли, отработанные еще корпорацией «Уголь России», постоянно корректировались под давлением МБРР, который настаивал ускоренно сокращать т.н. «плохие дотации» государства, предназначенные на инвестиции и инновации, и увеличивать долю дотаций на ликвидацию шахт.

За период 1993-1997 гг. в результате осуществления мероприятий по реструктуризации отрасли в стране было закрыто 153 угледобывающих предприятия, при этом более 60% закрытых шахт добывали особо ценные коксующиеся и энергетические угли. Количество персонала в отрасли уменьшилось более чем на треть. Массовое закрытие шахт привело к угасанию многих шахтерских городов и поселков. Резко возросла безработица в угольных регионах, до крайних пределов обострилась проблема выплаты заработной платы и регрессных исков. Господдержка отрасли постоянно сокращалась и не выполнялась в полном объеме.

В конце 1997 — начале 1998 г. была предпринята первая попытка корректировки проводимых реформ. Указом Президента РФ «О совершенствовании структуры управления угольной промышленностью» было ликвидировано акционерное общество «Росуголь», 100% акций которого находилось в федеральной собственности, а функции управления отраслью сосредоточены в Министерстве топлива и энергетики. Одновременно с этим функции по координации процесса реструктуризации отрасли были переданы из Минэкономики РФ в МинтопэнергоРФ. В этой сваязи в составе Минтопэнерго РФ были созданы два департамента угольного профиля: по реструктуризации угольной промышленности и государственному регулированию угольной промышленности. Были созданы также два государственных учреждения: по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов (ГУРШ) и координации программ местного развития и решения социальных проблем, вызванных реструктуризацией предприятий угольной промышленности (Соцуголь).

Однако, созданные в отрасли акционерные общества в первый период своей деятельности практически не контролировали рынков сбыта своей продукции. В сферу реализации угля ринулось множество структур, не имевших достаточного профессионализма, а также недобросовестных, часто криминальных посредников и фирм-однодневок, сделки с которыми неизбежно вели к финансовым потерям. Шахтеры протестовали против массового закрытия шахт, требовали погашения образовавшихся долгов. В результате того, что государство практически полностью утратило контроль над процессами, происходящими в угольной отрасли, акции протеста шахтеров приобрели наиболее острые формы — голодовки протеста, «рельсовые войны» были в те годы чуть ли не повседневной реальностью угледобывающих регионов России.

В феврале и апреле 1998 года состоялись встречи руководства страны с представителями шахтерских коллективов и руководителями угольных регионов. В июне 1998 г. 180 представителей шахтерских коллективов г. Воркуты начали пикетирование здания Правительства РФ («Белый дом») в Москве. Позднее к ним присоединились несколько десятков представителей шахтерских коллективов Ростовской, Кемеровской и Тульской областей. Пикетирование «Белого дома» на «Горбатом мосту» в центре Москвы длилось четыре месяца.

Руководством государства было решено скорректировать методы реформирования отрасли. «Основные направления реструктуризации угольной промышленности России» были переработаны и в августе 1998 г. утверждены в новой редакции. Был также принят ряд указов и постановлений, направленных на социальную защиту работников, стабилизацию социально-экономической ситуации в шахтерских городах и поселках. Впервые за много лет стали урегулироваться вопросы финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности. Была восстановлена государственная вертикаль управления отраслью. В структуре Минтопэнерго России с декабря 1998 г. начал работать Комитет по угольной промышленности (Углекомитет). Руководителем Комитета был назначен А.Г. Саламатин.

Начиная с 1999 г., впервые за последние 10 лет, стала расти угледобыча, возросли масшабы господдержки угольной отрасли из бюджета, достигнув в 1999 г. 10 млрд. руб. За три года (1999-2001) увеличение объемов добычи угля составило 37 млн т, или 16%. Были скорректированы условия второго «угольного» займа МБРР. Цели займа не изменились по сравнению с первоначальными, однако были сдвинуты сроки исполнения условий (до июля 2000 г.) и усилен контроль за процессом их исполнения. Затем соглашение с МБРР еще раз продлевалось и в итоге оно было полностью выполнено.

В июне 2000 г. Министерство топлива и энергетики Российской Федерации было преобразовано в Министерство энергетики Российской Федерации, а в январе 2001 г.был упразднен Комитет по угольной промышленности при Министерстве энергетики Российской Федерации. Его функции переданы в подразделения Минэнерго России.

Проведенная работа по реструктуризации угольной промышленности, являясь составной частью рыночных реформ экономики России, по масштабам, срокам проведения, методологическим подходам, механизмам реализации и полученным результатам не имеет мировых аналогов. В результате реструктуризации отрасли не только в корне изменились экономические основы ее функционирования, но были созданы также объективные предпосылки для наиболее эффективного, сбалансированного развития топливно-энергетического комплекса страны – базовой основы отечественной экономики и показателей жизненного уровня населения.

Еще записи на эту же тему:



Страницы: 1 2

Оставить комментарий (Зарегистрируйтесь и пишите коментарии без CAPTCHи !)

 
© 2008-2017 EnergyFuture.RU Профессионально об энергетике. All rights reserved. Перепечатка материалов разрешается при условии установки активной гиперссылки на EnergyFuture.RU.