Различные аспекты ремонта силовых трансформаторов

Вопрос об осмысленности  ремонта ТС I—II габаритов долгое время являлся предметом острых дискуссий. Дело в том, что цена изготовления новых ТС на заводах на поточных линиях по производству ТС значительно ниже стоимости ремонта в условиях небольших электроремонтных цехов, подразделений и мастерских.
Однако совершенно отказаться от ремонта ТС I—II габаритов невозможно, так как потребовалось бы поставить электротехническую промышленность перед необходимостью увеличить производство новых ТС более чем вдвое
Новые ТС идут, в основном, для установки на новых объектах. Парк установленных и эксплуатируемых ТС должен поддерживаться в работоспособном состоянии за счет их ремонта. Часто, заменить вышедший из строя ТС новым не всегда представляется возможным.
Ремонту подвергают не все вышедшие из строя ТС, даже если их ремонт технически возможен.

Не ремонтируют ТС со значительными повреждениями баков, так как для крупного ремонта баков необходимо специальное оборудование, которым оснащать электроремонтные предприятия и подразделения нецелесообразно.

Не ремонтируют ТС с магнитопроводами из горячекатаной стали, оклеенной бумагой, так как они имеют повышенные потери холостого хода, а также с вышедшим из строя магнитопроводом (пожар в стали, пробой магнитопровода, оплавление пластин стержней).

Особую трудность представляет ремонт ТС, выходящих из строя в результате аварии и пожара. Хотя такие аварии сейчас происходят все реже и реже.

Тс принято считать самыми надежными элементами в энергетических системах. Действительно, по сравнению с другими видами энергетического и электротехнического оборудования: котлами, турбинами, вращающимися электрическими машинами — ТС отличается высокой надежностью в эксплуатации.

Однако эта надежность достигается только при соблюдении всех правил обращения с ТС. В случаях каких-нибудь отклонений или нарушений правил эксплуатации, а также технологической дисциплины производства ТС на заводе-изготовителе или нарушений действующих правил монтажа и транспортировки ТС возникает сначала ненормальная их работа, а затем, если меры по выявлению и устранению причин не принимаются, ТС выходят из строя и восстановить их можно только посредством ремонта.
В таблице 1 приведены усредненные данные, собранные по нескольким сетевым районам за значительный промежуток времени. Они содержат наиболее распространенные причины повреждений ТС I—II габаритов и процентное соотношение каждой из причин к общему количеству повреждений.
Таблица ( причины повреждений ТС) 1

Причины повреждений Число повреждений, %
Заводские дефекты 50,0
Дефекты эксплуатации 13,0
Некачественный ремонт или монтаж 10,0
Грозовые перенапряжения 5,5
Старение изоляции 3,5
Прочие дефекты 18,0
Итого 100

Как видно из таблицы 1, повреждения ТС по причине естественного износа — старения изоляции имеют самое низкое значение. Эти повреждения относятся к трансформаторам ранних выпусков, работающим очень давно и почти полностью амортизированным. Возможны они также из-за частых перегрузок и при длительной работе в тяжелых несимметричных режимах. Сюда же относятся повреждения от частых коммутационных перенапряжений (включение и отключение трансформатора с потреблением, резкое изменение нагрузки и т. п.).
Грозовые перенапряжения составляют отдельную группу причин повреждений. Это атмосферные перенапряжения, возникающие на вводах трансформатора при грозовых разрядах, а также при перекрытиях на линии вблизи трансформатора, т. е. при резком спаде напряжения, так называемом срезе волны напряжения. От таких перенапряжений ТС защищают различными средствами, устанавливаемыми на подстанциях и линиях. Эти средства действенны, но тоже не абсолютны, от их исправности зависит стойкость ТС к грозовым перенапряжениям.
Низкий процент этих двух групп говорит о том, что главные причины выходов ТС из строя следует искать не в конструкциях и схемах их включения, а в незапланированных отклонениях от норм технологии при изготовлении ТС и их эксплуатации.
Нарушение работы охлаждения, увлажнение масла и изоляции, старение масла, неправильная заливка масла, допускающая попадание воздуха, нарушение правил транспортировки — вот некоторые дефекты из большого числа возможных, из-за которых ТС может выйти из строя по вине эксплуатации. Следует также иметь в виду, что ТС I—II габаритов работают в основном на подстанциях без обслуживающего персонала, их эксплуатация заключается в периодических осмотрах и профилактических мероприятиях; надежность этих ТС во многом зависит от квалификации людей, следящих за их состоянием.
Половина всех повреждений ТС происходит по вине заводов-изготовителей. Все эти причины чисто технологического характера: слабая расклиновка обмоток, слабая прессовка ярм магнитопроводов, низкокачественная пайка (сварка) обмоточных проводов и припайка медных отводов к алюминиевому проводу обмотки, ненадежное закрепление активной части в баке, попадание в бак посторонних предметов и др.
Иногда при внедрении новых конструкций отдельных элементов трансформатора в серию попадают неудачные исполнения, которые затем с производства снимаются. Хотя эти дефекты носят временный характер, но они сильно повышают общее количество заводских дефектов (например, неудовлетворительная конструкция круглого переключателя ответвлений «Армэлектрозавода»).
Наиболее слабые и часто повреждаемые узлы независимо от источника этих повреждений, согласно некоторым статистическим данным, приведены в таблице 2. Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что недостаточна витковая изоляция и электродинамическая стойкость обмоток (плохая расклиновка), часто повреждаются переключатели ответвлений и вводы.
Таблица 2 ( повреждения ТС)

Поврежденный узел Число повреждений
шт %
Междуфазная изоляция 2 4,45
Обмотки и изоляция (из-за динамических усилий) 7 15,55
Витковая изоляция 10 22,23
Переключатели ответвлений 6 13,33
Активная сталь 1 2,23
Вводы 8 17,77
Отводы 1 2,23
Токоведущие части 3 6,66
Бак 3 6,66
Радиаторы 1 2,23
Прочие 3 6,66
Итого 45 100

Еще записи на эту же тему:



Оставить комментарий (Зарегистрируйтесь и пишите коментарии без CAPTCHи !)

 
© 2008-2017 EnergyFuture.RU Профессионально об энергетике. All rights reserved. Перепечатка материалов разрешается при условии установки активной гиперссылки на EnergyFuture.RU.