Промавтоматика оправдвыется перед Ростехнадзором по аварии на СШ ГЭС

Приносим извинения РАКУРСу он в заголовок статьи ранее был помещен ошибочно. По уточненным сведениям Промавтоматика работала с СШ ГЭС по прямому договору.

Председателю комиссии
РОСТЕХНАДЗОРА
Н.Г. Кутьину
От Генерального директора
ООО ПромАвтоматика
Ларионова А.А.
ЗАМЕЧАНИЯ К АКТУ ТЕХНИЧЕСКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН АВАРИИ ПРОИЗОШЕДШЕЙ 17 АВГУСТА 2009 ГОДА В ФИЛИАЛЕ ОАО «РУСГИДРО» — «САЯНО-ШУШЕНСКАЯ ГЭС» ИМЕНИ П.С. НЕПОРОЖНЕГО.

В связи с опубликованием акта технического расследования, считаем необходимым сообщить о нашем несогласии с некоторыми выводами, сделанными в данном акте.

В связи с тем, что ряд положений акта касаются гидравлической колонки и системы группового управления активной и реактивной мощности, поставки ООО ПромАвтоматика, и, эти положения включены в акт технического расследования экспертами без выяснения вопросов у разработчика (вопросов по ряду положений не задавалось), считаем необходимым дать свои комментарии по спорным, на наш взгляд, положениям акта.

.

Положение акта
Наше мнение

Пункт 9 Приложения 1 к техническим требованиям на поставку
и замену гидромеханической части электрогидравлического регулятора частоты вращения турбины описывает особенности работы в аварийных ситуациях.
Однако режим закрытия направляющего аппарата в алгоритме работы электрогидравлического регулятора частоты вращения турбины при потере электропитания предусмотрен не был.
1. При проектировании гидравлической колонки Саяно-Шушенской ГЭС предлагался к поставке вариант колонки с КАЗ выполненным по нормально открытой схеме, то есть при снятии с КАЗ питания происходит автоматическое срабатывание КАЗ. Но так как договором было предусмотрено обязательное согласование проекта гидравлической колонки с заводом-изготовителем (ЛМЗ) данное предложение не было принято и был выполнен вариант соответствующий решению завода-изготовителя, при котором для срабатывания КАЗ на него надо подать соответствующий сигнал.

Принятая в промышленную эксплуатацию подсистема допускала нахождение гидроагрегатов в зоне 1 (разрешенной к работе) и переходу через зону 2 (не рекомендованную к работе). При этом количество переходов не регламентировалось и не ограничивалось. Время нахождения в не рекомендованной зоне и скорости ее прохождения были установлены без согласования с заводом-изготовителем.

1. Время нахождения в не рекомендованной зоне и скорость ее прохождения определяются параметром в системе ГРАРМ.
2. Значение данного параметра устанавливается эксплуатацией.
3. На основе анализа трендов системы ГРАРМ можно сделать вывод, что данный параметр в момент аварии был установлен 30 МВат в секунду и не менялся предыдущие полгода (у нас есть тренды только за пол года).
4. Данное значение параметра равняется скорости при переводе агрегата вручную.
5. Пояснение: При переводе агрегата вручную оператор выполняет это ключом управления на пульте оператора. Сигнал от ключа оператора поступает на «МИМ» регулятора ЭРГ-2И (поставки ЛМЗ) и изменяет мощность со скоростью задаваемой МИМ-ом.
6. Из выше сказанного следует, что время нахождения в не рекомендованной зоне и скорость ее прохождения в точности соответствуют скорости, установленной заводом изготовителем турбины (ЛМЗ)
7. В дополнение можно сказать, что в ГРАРМ предусмотрено автоматическое отключение агрегата от ГРАРМ в том случае если МИМ не успевает следить за заданием. То есть ГРАРМ не может водить агрегаты быстрее, чем это предусмотрено заводом изготовителем (ЛМЗ).

В техническом задании на разработку ГРАМ не были сформулированы критерии, определяющие приоритеты работы гидроагрегата при групповом регулировании мощности, индивидуальное ограничение по мощности и зонам не рекомендованным к работе, не учитывались особенности режимов работы и конструкции гидроагрегатов. Не были установлены критерии выбора приоритетного агрегата и сроки сохранения приоритета. Алгоритм воздействия ГРАРМ на гидроагрегат в ходе автоматического регулирования мощности и частоты не согласовывался с заводом- изготовителем гидротурбины (письмо ОАО «Силовые машины» №7/03-192 от 14.09.2009).

.

1. Согласно пункту 8.7. Технических требований на ГРАРМ, приоритеты агрегатов должны задаваться оператором числами.
2. Индивидуальное ограничение по мощности для каждого агрегата задается оператором изменением соответствующих параметров
3. Согласно пункту 8.4 Технических требований на ГРАРМ, зоны не рекомендованной работы определяются в соответствии с «Приложение 1 Характерные зоны работы гидроагрегатов ».
4. Критерием выбора приоритетного агрегата является: агрегат с минимальным приоритетом из подключенных к ГРАРМ в нижней зоне или агрегат с максимальным приоритетом из подключенных к ГРАРМ находящихся в верхней зоне. Этот критерий постоянно пересчитывается.
5. Воздействие ГРАРМ на гидроагрегат в ходе регулирования мощности и частоты производилось через индивидуальный регулятор агрегата ЭГР-2И поставки изготовителя турбины и, в точном соответствии с определенным заводом-изготовителем интерфейсом между ЭГР-2И и групповым регулятором по штатным каналам управления, предусмотренным для этого в ЭГР-2И заводом-изготовителем.
6. Требование о согласовании алгоритмов ГРАРМ с заводом изготовителем турбины появилось 14.09.2009. До этого момента ни один ГРАРМ не согласовывался с заводом изготовителем турбины.
7. ГРАРМ был введен в опытную эксплуатацию в 2006 году. При этом производились испытания с ЭГР-2И. По информации, полученной от специалистов Саяно-Шушенской ГЭС, после этого на агрегатах №№1,5 и 7 были заменены индивидуальные регуляторы ЭГР-2И на ЭГР-МП производства Ленинградского металлического завода (ЛМЗ). При замене регуляторов, был выполнен новый проект подключения ГРАРМ, который не согласовывался с ООО ПромАвтоматика. Привязку регуляторов ЭГР-МП производства ЛМЗ к ГРАРМ и испытания проводились специалистами Силовых машин без привлечения ООО ПромАвтоматика. Результаты испытаний после проведенной реконструкции нам представлены не были. Исходя из выше сказанного, считаем заявление Силовых машин об отсутствии согласования необоснованным.
8. В 2008-2009 на ГА2 был установлен новый регулятор ЭГР_МП. Проект привязки с ООО ПромАвтоматика не согласовывался и совместные испытания не проводились. ЭГР-МП был согласован с производителем турбины (Силовые машины-ЛМЗ).
9. Нами неоднократно указывалось на недопустимость установки новых регуляторов без испытаний.

- отсутствие в алгоритме работ гидромеханической колонки регулятора режима закрытия направляющего аппарата при потере электроснабжения;

1. Гидромеханическая часть системы регулирования (гидравлическая колонка) – не имеет в своем составе контроллера и таким образом не может реализовывать какой либо алгоритм.
2. Скорость закрытия направляющего аппарата не может быть быстрее, чем за 8 секунд (в противном случае происходит не допустимый по силе гидроудар ). Потеря питания на колонку произошло через несколько секунд после того как сам направляющий аппарат уже был разрушен. Таким образом, закрытие через 8 секунд направляющего аппарат который уже разрушен не представлялось возможным
3. На всех остальных агрегатах, кроме 5 были установлены старые колонки производства ЛМЗ, которые так же не закрывались при пропадании питания
4. Колонка на агрегате №5, которая была установлена ООО ПромАвтоматика, закрыла направляющий аппарат по сигналу от АУГ на КАЗ, и агрегат был остановлен
5. Считаем вывод, сделанный из анализа работы гидромеханических защит, некорректным. При срыве крышки турбины, невозможно оказать какого -либо воздействия на ситуацию, воздействуя на направляющий аппарат, так как он в этом случае разрушается. Единственным механизмом, которым можно оказать какое-либо воздействие, является аварийно ремонтный затвор.
6. В дополнение необходимо отметить, что гидравлическая колонка установленная на ГА2, при пропадании питания передает в ЭРГ-МП аналоговый сигнал нулевого значения, по которому в регуляторе должен формироваться сигнал неисправности поступающий в защиты.

Задания по изменению нагрузки ОАО «СО ЕЭС» — ОДУ «Сибирь» путем автоматического управления регулирования мощности АРЧМ — ГРАРМ не учитывали специфику, срок службы и фактическое состояние установленного гидроэнергетического оборудования.

6.1.5. Оснастить гидроагрегаты штатными системами постоянного контроля вибрации и теплового контроля. Определить места установки датчиков и уставки предупредительной и аварийной сигнализации и обеспечить учет данных вибрационного и теплового контроля гидроагрегатов в системе группового регулирования с реализацией функции предупредительной и аварийной сигнализации, автоматического останова гидроагрегатов.

Еще записи на эту же тему:



Страницы: 1 2

Один комментарий к “Промавтоматика оправдвыется перед Ростехнадзором по аварии на СШ ГЭС”

  • Аноним | 8 Декабрь, 2009, 13:56

    Доводы Александра Ларионова убедительны. Действительно, “2 секунды не такое маленькое время для автоматики, чтобы ничего нельзя было сделать”, но это на исправном оборудовании. Зачем было городить огород (внедрять разного рода новейшие системы) на убитом оборудовании, нуждающимся в замене. Турбина имела столько слабых мест, что теперь трудно даже предположить какой узел, какая система внесли наибольший вклад в вибрацию, какова последовательность развития аварии. Нельзя ничего доказать или опровергнуть. Конечно, остановку агрегата при аварии осуществляет гидромехзащиты, конечно анализ гидромеханических защит и электрических защит, которые являются принципиальными для анализа причин разрушения станции и могут послужить рекомендацией для других станций, выполнен недостаточно. Приходится только надеяться, что ЛМЗ, ПромАвтоматика, РАКУРС совместно с Электросилой, Системным оператором и эксплуатацией смогут сообща создать новые турбины, способные работать в переменных режимах и утраченное доверие к гидроэнергетике будет восстановлено и даже станет еще выше, чем было до аварии. Необходимо признать, что аварию подготовили все сообща, то есть разделить ответственность, а не искать оправданий.

Оставить комментарий (Зарегистрируйтесь и пишите коментарии без CAPTCHи !)

 
© 2008-2018 EnergyFuture.RU Профессионально об энергетике. All rights reserved. Перепечатка материалов разрешается при условии установки активной гиперссылки на EnergyFuture.RU.