Путин пытается защитить Газпром от антимонопольного расследования Еврокомиссии

Стратегические акционерные общества Рф и их дочерние структуры без разрешения правительства с сегодняшнего дня не имеют права выполнять требования властных структур иностранных государств — таков смысл подписанного вчера президентом В. Путиным указа, призванного защитить «интересы Рф» во внешнеторговых сделках российских компаний. Документ призван защитить «Газпром(Ртс:gazp)» от антимонопольного расследования Еврокомиссии, мало что меняет в споре ЕС и «Газпрома(Ртс:gazp)», зато резко увеличивает риски для остальных компаний стратегического списка.

Идея «восточного», а точнее, антиевропейского разворота экономики РФ, анонсированная на саммите АТЭС 7-9 сентября российскими властями, получила юридическую поддержку. 11 сентября подписан и опубликован указ Владимира Путина «О мерах по защите интересов РФ при осуществлении российскими юридическими лицами внешнеэкономической деятельности». Указ ограничивает АО из списка стратегических предприятий (в формулировке указа от 4 августа 2004 г. N1009) в праве выполнять три вида требований регулирующих и контрольных органов власти иностранных государств и международных организаций: о предоставлении любой информации об их деятельности (кроме требуемой для эмиссии ценных бумаг или раскрываемой эмитентами по законам РФ); об изменении коммерческих контрактов; о продаже долей в иностранном бизнесе, прав деятельности или имущества. Все эти действия АО и их «дочерние хозяйственные общества» могут осуществлять только с предварительного разрешения уполномоченных структур правительства РФ, а те, соответственно, имеют право запретить такие действия, если они «способны нанести ущерб экономическим интересам РФ».

Указ, у которого пока нет даже номера, принимался в крайней спешке: де-факто о нем не имели представления в правительстве до его опубликования и в компаниях, кроме «Газпрома(Ртс:gazp)». То, что указ президента в первую очередь является попыткой решения текущих проблем «Газпрома(Ртс:gazp)» с Евросоюзом и более ничем, стало очевидно с первых часов после опубликования документа. Газовая монополия начала собирать посвященную ему пресс-конференцию за час до появления указа на сайте президента в интернете, но собственное руководство на нее не успело: мероприятие проводил официальный представитель «Газпрома(Ртс:gazp)» Сергей Куприянов и говорил в первую очередь о конфликте с ЕС. О сути указа он знал. Опрошенные «Коммерсант» чиновники и представители АО «стратегического списка» не имели представления ни о самом документе, ни о его подготовке.

Действительно, на ответ Евросоюзу указом у Кремля было всего несколько дней. Официальную кампанию против «Газпрома(Ртс:gazp)» Европа начала почти г. назад с обысков в офисах местных дочерних структур монополии и ее партнеров в рамках антимонопольного расследования Европейской комиссии (ЕК). Источники «Коммерсант» говорили, что с помощью доступа к контрактам «Газпрома(Ртс:gazp)» Брюссель хочет получить новые рычаги давления на него. Ни «Газпром(Ртс:gazp)», ни власти Рф не восприняли ситуацию всерьез, а затем, казалось, конфликт начал разрешаться конструктивно: целый ряд европейских потребителей получили скидки на газ «Газпрома(Ртс:gazp)». Но 4 сентября Еврокомиссия объявила о начале формальной стадии расследования деятельности «Газпрома(Ртс:gazp)» в Восточной и Центральной Европе. На данный момент оно затрагивает восемь стран — Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Болгарию, Эстонию, Литву и Латвию, в ЕК не исключают расширения списка. «Газпром(Ртс:gazp)» уже на следующий день подчеркнул, что не подчиняется юрисдикции ЕС, этим фактически указав В.путину стратегию своей дальнейшей защиты. На саммите АТЭС 8 сентября президент заявил: «Объединенная Европа хочет сохранить политическое влияние — и чтобы мы еще за это немножко заплатили». После этого риторика «Газпрома(Ртс:gazp)» в отношении ЕС стала уже совершенно развязной. «Есть такая поговорка: на воре и шапка горит. В данном случае она должна гореть на голове ЕК»,— провозгласил глава «Газпром(Ртс:gazp) экспорта» Александр Д.медведев.

Промежуточным финалом конфликта, собственно, и стал указ от 11 сентября. Вчера вечером А.миллер уже заявил: компаниям Европы, требующим от «Газпрома(Ртс:gazp)» скидок (германская RWE, польская PGNIG и компании Литвы), «к нам больше обращаться не надо». В., в свою очередь, в ходе визита в Сербию заметил, что рассчитывает на «быстрое решение» спора «Газпрома(Ртс:gazp)» и ЕК, а также сообщил, что Рф «ждут в Азии».

Напомним, ЕК подозревает «Газпром(Ртс:gazp)» в трех типах нарушений на рынках ЕС: в том, что он разделил рынки газа, затруднив свободные поставки в страны ЕС, препятствовал диверсификации поставок и устанавливал несправедливые цены в привязке к нефтяным котировкам.

Соответственно, регуляторное решение ЕК может потребовать от него и его «дочек» представить всю информацию о своих операциях в ЕС, а затем разрешить реэкспорт газа внутри ЕС, «отвязать» цены газа от нефти, возможно, дать новые скидки европейским потребителям или продать какие-либо свои структуры в ЕС. Указ запрещает «Газпрому(Ртс:gazp)» исполнять любой вердикт Еврокомиссии без визы российского Белого дома.

У юристов, впрочем, в указе вызывает сомнение практически все, в том числе его практическая польза для «Газпрома(Ртс:gazp)». Так, Юлий Тай из адвокатского бюро «Бартолиус» просто считает указ «временной мерой» для отсрочки исполнения требований ЕК к «Газпрому(Ртс:gazp)». Даже сама конструкция указа вызывает сомнения: так, вопросы указа ограничивают автономию воли юрлица, а Гражданский кодекс (ГК) РФ разрешает вводить такие ограничения только федеральными законами — при противоречиях, гласит ст. 3 ГК РФ, применяется закон, но не указ президента. По его мнению, исполнение указа может противоречить целому ряду международных конвенций, согласно законам РФ, стоящих в правовой иерархии выше указов — Нью-Йоркскую конвенцию о купле-продаже, Венскую конвенцию о договорах международной купли-продажи, межправительственные двусторонние соглашения о защите иностранных инвестиций.

В формулировке указа неочевидно, что он не относится к иностранным «дочкам» российских юрлиц — их отказ от исполнения распоряжения иностранного регулятора просто нарушает суверенитет этих государств, с чем они мириться не будут. Указ, по единодушному мнению юристов, является крайне «сырым» — в целом ситуация напоминает распоряжение премьер-министра Владимира Путина в 2011 г. раскрыть в срочном порядке всех контрагентов госкомпаний, которое было исполнено частично и лишь после разъяснений ведомствами его смысла и порядка исполнения.

Разъяснения явно потребуются. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, поясняя, почему действие указа не ограничено одним лишь «Газпромом«, а распространяется на все стратегические предприятия, сообщил: «В настоящее время указ выгоден «Газпрому(Ртс:gazp)», потому что в отношении него предпринимаются определенные действия со стороны ЕК. Но многие стратегические предприятия ведут международную деятельность. Соответственно, потенциально они могут столкнуться с ситуацией, когда их интересы могут быть нарушены. А поскольку в стратегических компаниях так или иначе присутствует государство, могут быть нарушены интересы РФ». Указ устанавливает режим «экономического суверенитета» в отношении ряда крупных компаний, работающих за пределами РФ, в том числе «Роcнефти(Ртс:rosn)», «Транснефти» и «Зарубежнефти», «Интер РАО(ртс:IUES)» и «РусГидро(ртс:HYDR)», Р.Ж.Д, «Совкомфлота», ряда оборонных холдингов и их СП, и никак не ограничивает, какие именно требования иностранных регуляторов и где они могут с разрешения (или по требованию) Белого дома не исполнять.

Еще записи на эту же тему:

Метки:


Оставить комментарий (Зарегистрируйтесь и пишите коментарии без CAPTCHи !)

 
© 2008-2017 EnergyFuture.RU Профессионально об энергетике. All rights reserved. Перепечатка материалов разрешается при условии установки активной гиперссылки на EnergyFuture.RU.