Правительство Дании послало Сбербанк куда подальше, как оператора по Киото

Правительство Дании объявило об отказе от участия вместе с Рф в проектах совместного осуществления (ПСО) Киотского протокола. Датское энергетическое агентство (DEA) не смогло получить у правительства РФ и Сбербанка, выступающего оператором рынка, объяснения статуса заключенных ранее контрактов на покупку российских сокращений выбросов CO2. И DEA, и инвесторов не устраивают в первую очередь рекомендации Сбербанка по минимально допустимым ценам и желание банка смотреть себя третьей стороной любого ПСО. Банк же твердо намерен зарабатывать не менее €0,10 с каждой тонны СО2 в проектах, как бы это ни отражалось на будущем «киотского» рынка в Рф, и на своем праве утверждать покупателей для российских инвесторов.

В пятницу правительство Дании от лица Датского энергетического агентства (Danish energy agency, DEA), распространило заявление об отказе от участия в проектах совместного осуществления в Рф в рамках Киотского протокола. Поводом для отказа от совместных инвестпроектов послужила «обеспокоенность тем, будут ли удовлетворены российским правительством заключенные договоры на покупку сокращений (выбросов СО2.— «Коммерсант»), или передача сокращений в конце концов будет обусловлена требованиями оператора углеродных единиц — Сбербанка». Более всего DEA беспокоят указанные Сбербанком минимальная цена тонны сокращений €10, применение к контрактам российского права, а также участие оператора в качестве третьей стороны контракта (см. «Коммерсант» от 24 декабря 2010 года). В заявлении агентства говорится: ответа на вопрос, каковы правовой статус заключенных ранее контрактов ПСО и юридические основания для выполнения рекомендаций по новым ПСО Сбербанка, DEA получить не удалось, несмотря на «постоянное тесное взаимодействие» оператора углеродных единиц — Сбербанка и правительственного координатора киотского рынка — Минэкономики. В поставленный DEA «дедлайн — 14-15 марта 2011 г.» ответа не последовало и от российско-датского межправительственного совета. В итоге DEA решило передать проекты «другим сторонам».

Проектный спрос

С момента ратификации РФ Киотского протокола прошло более шести лет. Благодаря предусмотренному протоколом механизму проектов совместного осуществления компании РФ могут получать целевые иностранные инвестиции в энергоэффективные технологии в обмен на единицы сокращенных при реализации таких проектов выбросов (ЕСВ). 1-Ый конкурс на российские проекты был объявлен Минэкономики в 2008 г.. Тогда было одобрено более 40 ПСО с потенциальным объемом сокращений в 100 млн — более €1 миллиард исходя из текущих цен…
Оксана Чуева, отвечающая за реализацию ПСО в генеральном консульстве Дании в РФ, пояснила «Коммерсант»: DEA намерено выйти из четырех текущих ПСО, но останется в консорциуме инвесторов пятого — проекта «Роcнефти(Ртс:Rosn)» по утилизации попутного газа на Комсомольском месторождении, который с 2010 по 2012 г. должен сгенерировать 6,6 млн единиц сокращений выбросов (ЕСВ, равна тонне СО2-эквивалента). Контракты на покупку ЕСВ по четырем проектам (два из которых одобрены Сбербанком и Минэкономики) были заключены до прихода в июне 2009 г. на рынок Сбербанка как оператора рынка. В «Роcнефти(Ртс:Rosn)» «Коммерсант» заявили, что передача сокращений ПСО на Комсомольском месторождении оформлена в виде меморандума, поэтому «проблем с передачей ЕСВ покупателям не будет». «Мы в принципе справились с требованиями Сбербанка, хотя у инвесторов есть дискомфорт по поводу русского права»,— заявил собеседник «Коммерсант» в компании. «Условия контрактов в других проектах позволяют нам их расторгнуть. Проекты чудесные — необходимые коммунальному сектору в малых городах. Непрозрачных покупателей на рынке много, и интерес к проектам нездоровый. По моим ощущениям, на рынке остались только брокеры, остальных Сбербанк напугал и разогнал»,— говорит госпожа Чуева.

Как и кому продаются российские ЕСВ

На сегодняшний день из 33 проектов, одобренных Сбербанком и Минэкономики по результатам двух конкурсов в июле и декабре 2010 г., ЕСВ выпущены в российском реестре и переведены за границу, только по трем. Последняя передача 295 тыс. ЕСВ Японии состоялась 4 апреля 2011 г. по проекту утилизации попутного нефтяного газа на Еты-Пуровском месторождении «Газпром нефти». По данным “Ъ”, между компанией и одним из ее японских партнеров по проекту на Еты-Пуровском месторождении (Mitsubishi Corporation) был заключен рамочный договор, согласно которому японская сторона должна найти покупателей для ЕСВ. В официальном заявлении «Газпром нефти» от 7 апреля отмечается, что покупателем ЕСВ станет одна из крупных европейских энергетических компаний, а окончательно сделка будет завершена после поступления денег от конечного покупателя…
Новость о выходе Дании из российских ПСО вряд ли воспримут с энтузиазмом в Норвегии, с которой в марте 2011 г. правительство РФ одобрило проект договора о сотрудничестве в реализации ПСО. Напомним, и в Минэкономики, и в Сбербанке неоднократно заявляли о намерении обеспечить качественный рынок для российских сокращений и отдавать предпочтение институциональным инвесторам (Дания и Норвегия покупают ЕСВ для выполнения своих страновых обязательств по протоколу). В своих письмах участникам рынка Сбербанк советовал взять с покупателя обязательство не продавать ЕСВ на внешних спотовых рынках «за исключением незначительного объема», а оплата проданных единиц рекомендовалась «преимущественно в форме аккредитива и, как исключение, в течение нескольких банковских дней со дня поставки». Теоретически на такие условия, как и на условие «адекватной» минимальной цены €10, скорее бы согласились институциональные инвесторы, чем посредники. С 2009 г. цены на единицу сокращения на вторичном рынке ЕС устойчиво превышают €10 (см. график).

Спустя г. после объявления Сбербанком первого конкурса по ПСО и одобрения более 30 проектов, генерирующих порядка 60 млн ЕСВ, иностранным покупателям было передано 4,5 млн ЕСВ, в отношении передачи 4,2 млн из которых следуют судебные разбирательства (см. справку). «Как адаптировать заключенные ранее контракты под новые условия — проблема Сбербанка»,— заявлял «Коммерсант» заместитель главы департамента инфраструктурных реформ, госрегулирования тарифов и энергоэффективности Минэкономики Олег Плужников. Но, похоже, Сбербанк больше всего интересуют поправки к постановлению правительства N 843 от 28 октября 2009 г., которые должны узаконить участие в качестве третьей стороны киотских сделок. Как утверждали в Минэкономики в конце января 2011 г., исправленное постановление находилось в Минюсте, но до сих пор так и не увидело свет (см. «Коммерсант» от 24 января).

Между тем Сбербанк уже разослал участникам рынка проект трехстороннего контракта со своим участием. «Сам по себе факт заключения трехстороннего контракта между участниками проекта со Сбербанком не отменяет и не делает недействительным ранее заключенные договоры, опосредующие продажу ЕСВ по проекту»,— говорит юрист Baker & McKenzie Сергей Ситников. «К сожалению, как показал уход датского фонда с российского рынка, стандартный договор, который предлагает подписать Сбербанк, является неприемлемым для многих участников. Процесс переговоров по внесению изменений и дополнений в данный договор является достаточно трудоемким и длительным»,— считает региональный управляющий по углеродному рынку Gazprom Marketing & Trading Татьяна Файзуллина, получившая предложения оператора.

Впрочем, по словам господина Ситникова, некоторые участники рынка готовы заключать трехсторонний контракт со Сбербанком при наличии другого действующего контракта. Более того, по данным «Коммерсант», такие компании уже нашлись. Но теперь даже при утвержденном и зарегистрированном проекте они не могут дождаться выпуска ЕСВ для передачи за границу. Как рассказал «Коммерсант» один из участников рынка, новое постановление должно закрепить вознаграждение оператора в размере €0,10 с ЕСВ. Кроме того, Сбербанк сможет предлагать свои брокерские услуги еще за €0,20 с ЕСВ, отменив полностью конкурсы по проектам. «Какова реальная добавленная цена действий Сбербанка на рынке — непонятно. Его функция гипертрофирована»,— отметил собеседник «Коммерсант». Когда будут и будут ли согласованы и утверждены изменения в постановление N 843, неизвестно. Источник в «Роcнефти(Ртс:Rosn)» заявил «Коммерсант»: в компании намерены доделать два имеющихся проекта и на этом с ПСО закончить. «Слишком все это муторно в Рф»,— посетовал собеседник «Коммерсант». «Участники рынка теряют терпение и интерес к работе в Рф, поскольку прогресс очень медленный и непредсказуемый по результатам. Срок действия Киотского протокола истекает в 2012 г., и, как видится, Россия не собирается играть сколь-нибудь значимой роли на международном углеродном рынке в будущем»,— отмечает госпожа Файзуллина.

Еще записи на эту же тему:



Оставить комментарий (Зарегистрируйтесь и пишите коментарии без CAPTCHи !)

 
© 2008-2017 EnergyFuture.RU Профессионально об энергетике. All rights reserved. Перепечатка материалов разрешается при условии установки активной гиперссылки на EnergyFuture.RU.