Перспективы нефтяной составляющей в проекте Ямал СПГ

Перспективы «нефтяной составляющей» в проекте «Ямал-СПГ»

Реализация проекта «Ямал-СПГ», в рамках которого планируется создать новый портовый терминал в бассейне Северного Ледовитого океана, дает возможность создать на его базе универсальный нефтегазовый порт, что позволит сократить затраты при экспортных поставках нефти из Западной Сибири, а также значительно улучшит финансовые показатели интегрированного проекта.

Налоговый тупик

В начале сентября стали известны первые, пока еще предварительные, экономические параметры разрабатываемой институтом «Газпром ВНИИГАЗ» по заказу Министерства энергетики программы «Комплексного освоения месторождений углеводородного сырья Ямало-Ненецкого АО и севера Красноярского края». Наибольший интерес вызывает выполненная совместно с рядом научных и проектных институтов «Оценка целесообразности организации поставок сжиженного природного газа (СПГ) с полуострова Ямал с учетом перспективного развития сектора С.П.Г. на базе Южно-Тамбейского месторождения», то есть оценка проекта «Ямал-СПГ».

Согласно этому документу, реализация проекта потребует капитальных вложений в объеме 858.2 миллиард. рублей (включая НДС), что по текущему курсу составляет около 28 миллиард. долл. USA. Основными статьями расходов будут: строительство завода С.П.Г., на что потребуется 424.1 миллиард. руб. (почти 50% от общей суммы капитальных вложений) и закупка арктических танкеров-газовозов – 264 миллиард. руб. (31% капитальных вложений). Бурение скважин и обустройство Южно-Тамбейского месторождения потребуют, в сумме, 140 миллиард. руб. (16.3% капитальных вложений).

Хотя в расчеты заложены достаточно высокие цены на продукцию – около 330 долл. за тонну С.П.Г., то есть около 250 долл. за 1000 куб. м газа, объем капитальных вложений, необходимых для реализации проекта, очень велик. Выполненные институтом «НИИгазэкономика» расчеты показывают, что в условиях действующего налогового режима проект не соответствует требуемой доходности для инвесторов. Внутренняя норма доходности (ВНД) проекта составляет только 9.6%, в то время как приемлемым для нефтегазового сектора экономики считается уровень 15-17%. Чистый дисконтированный доход по проекту (ЧДД) ожидается отрицательным, в объеме 12.6 миллиард. руб. (около 400 млн. долл.), что означает убыточность проекта по сравнению с альтернативными возможностями для инвестирования. Одной из причин этого, является высокая налоговая нагрузка. За время реализации проекта, в бюджеты всех уровней должно быть перечислено 540,8 миллиард. руб. (почти 17.5 миллиард. долл.).

В качестве основного вывода, в проекте программы было указано, что «… реализация проекта производства С.П.Г. на базе природного газа Южно-Тамбейского месторождения может быть осуществлена только при условии государственной поддержки, стабильного налогового режима и мер экономического стимулирования».

Поддержка на высшем уровне

Решения о мерах государственной поддержки были приняты очень оператовно. 11 октября 2010 г., на совещании в Новом Уренгое, премьер-министр В.Путин утвердил комплексный план по развитию производства сжиженного природного газа на базе месторождений полуострова Ямал. Важнейшим результатом принятия этого документа, должно стать предоставление критически важных для реализации С.П.Г.-проектов налоговых льгот. До конца 2010 г., в правительство должны быть внесены проекты документов, предусматривающих 12-ти летные налоговые каникулы по налогу на добычу полезных ископаемых для оператора проекта «Ямал-СПГ», компании НОВАТЭК(ртс:NVTKG), а также об обнулении экспортных пошлин на конденсат и С.П.Г. с полуострова Ямал. Указанные меры налогового стимулирования, позволят проекту выйти на среднеотраслевую норму внутренней доходности – около 16%, чистый дисконтированный доход составит около 3 миллиард. долл.

Принятие мер государственной поддержки демонстрирует, сколь важное значение уделяется развитию С.П.Г.-проектов, позволяющих диверсифицировать рынки сбыта российского газа, установить контакты с новыми потребителями и создать в сфере Т.Э.К. комплекс высокотехнологичных производств. Кроме того, несмотря на предполагаемые льготы, проект гарантирует значительные налоговые поступления в федеральный и местные бюджеты, которые невозможно обеспечить без заинтересованности инвесторов в реализации проекта.

Слабым местом проекта остается недостаточно высокая, на уровне среднеотраслевой, норма доходности. Не факт, что потенциальные инвесторы предпочтут экспортоориентированный С.П.Г.-проект, вместо открывающихся возможностей для работы на внутреннем газовом рынке Рф, где возможности для сбыта почти гарантированы.

Альтернатива – внутренний рынок

В ноябре 2010 г. Правительство РФ утвердило стандарты раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам. За рядовым, казалось бы, событием скрываются кардинальные изменения в отношении допуска независимых производителей газа к Единой системе газоснабжения (ЕСГ). Фактически, компанию «Газпром(Ртс:Gazp)»(Ртс:Gazp), владельца всех магистральных газопроводов, обязали обеспечить прозрачность своих монопольных услуг и отношений с конкурентами по газовому рынку.

Согласно новым стандартам, «Газпром(Ртс:Gazp)»(Ртс:Gazp) обязан регулярно публиковать и отправлять по запросу заинтересованных лиц информацию о наличии свободных мощностей на отдельных маршрутах Единой системы газоснабжения, а также данные о тарифах на отдельных точках входа и выхода ЕСГ. Компания должна раскрывать информацию о регистрации и ходе выполнения заявок на подключение к «трубе» и перекачку газа. Возможности газовой монополии отказать независимым производителям в допуске в ЕСГ теперь весьма ограничены. А возможность взимать с них завышенные тарифы на транспортировку – практически исключена. Теперь «Газпром(Ртс:Gazp)»(Ртс:Gazp) обязан раскрывать детальную внутрикорпоративную информацию о финансово-хозяйственных результатах работы по транспортировке газа, в частности, о структуре себестоимости соответствующих услуг.

Это может иметь огромное значение для внутреннего газового рынка Рф. Цены на газ в основных районах внутреннего сбыта постоянно растут и уже составляют 90 долл. за 1000 куб. метров в оптовом звене и 110–130 долларов в рознице. А с учетом их ежегодного повышения на 15-25%, прибыльность продажи газа российским потребителям, с учетом меньших затрат на транспортировку, в ближайшей перспективе может перекрыть прибыльность экспорта.

В 2009 г. на долю независимых производителей пришлось около 20% добычи природного газа. В роли независимых производителей выступают, в основном, нефтяные компании, а также газовая компания НОВАТЭК(ртс:NVTKG). Хотя за минувшее десятилетие доля независимых производителей возросла вдвое, ограниченный доступ к газотранспортной системе значительно сдерживал развитие этого сегмента Т.Э.К.. При снятии ограничений, к 2020 г. «независимые» смогут добывать до 200 миллиард. кубометров газа и увеличить свою долю на внутреннем рынке (потребление — около 450 миллиард. кубометров в год) до 45-50%.

Возможность побороться за менее конкурентный, а в перспективе – еще и более рентабельный внутренний рынок, может оказаться для акционеров компании НОВАТЭК(ртс:NVTKG) более привлекательным, чем пытаться отвоевать долю на мировом рынке С.П.Г.. Тем более, что доходность работы на внутреннем рынке у НОВАТЭКа(ртс:NVTKG) уже сейчас зашкаливает за 40% (до уплаты % и налогов). Дополнительным стимулом к организации экспорта С.П.Г. может стать высокодоходный проект, предусматривающий создание универсального нефтегазового порта, ориентированного как на перевалку сжиженного газа, так и нефти из Западной Сибири.

Варианты размещения

Еще записи на эту же тему:

Метки:


Страницы: 1 2 3

Оставить комментарий (Зарегистрируйтесь и пишите коментарии без CAPTCHи !)

 
© 2008-2017 EnergyFuture.RU Профессионально об энергетике. All rights reserved. Перепечатка материалов разрешается при условии установки активной гиперссылки на EnergyFuture.RU.