Первая в России электростанция на торфе. Часть 1

Первая в Рф электрическая станция на торфе. Часть 1

Также смотрите:
Первая в Рф электрическая станция на торфе. Часть 2.
Первая в Рф электрическая станция на торфе. Часть 3.

, как вид топлива, был известным еще при Петре Великом, но его промышленная добыча началась в конце XVIII столетия. Пока проблема сохранения лесов не стала со всей остротой, не мог конкурировать со сравнительно дешевыми дровами. Постепенное уменьшение лесов, вздорожание из-за этого дров, заставили обратить на него внимание. Само население стало чаще использовать для отопления. В 1851 г. правительством был учрежден особый Комитет для наблюдения за правильной разработкой торфяников, были разработаны также поощрительные стимулы для добывающих . Первым приступило к разработке торфяников и продаже торфа фабрикантам Удельное ведомство, которое скупило около Москвы болота. Последнее было сделано с целью предотвратить спекуляцию торфяными болотами в случае повышения спроса на них. С целью сбережения лесов Удельное ведомство по довольно низкой цене продавало болота фабрикам под разработку торфа. Фабриканты, ознакомившись с торфом, начинали заниматься его переработкой. Одними из первых и крупнейших в торфяном деле были Никольская мануфактура «Саввы Морозова и Ко» , Реутовская и Богородско-Глуховская мануфактуры. Из железных дорог первой на торфяное топливо перешла Московско-Нижегородская железная дорога.

Одно из основных природных богатств Богородского уезда – его торфяные болота, которых можно было насчитать более 80. Из них наиболее крупные: Дальнинское, Рюминская дача, Масловское, Белый мох. Интенсивная разработка торфа началась во 2-ой половине прошлого века, жизнь заставляла искать новое топливо на замену дровам. С развитием железных дорог на фабрики и заводы края повезут нефть и уголь, появится электроэнергия, но на долю торфа еще долго будет приходиться от 50 до 35 % всей потребности в топливе.

Богородско-Глуховская мануфактура с 1880 г. была одним из крупнейших разработчиков торфяных болот. В 1916 г. ежегодная потребность в топливе для мануфактуры составляла 164 тысячи тонн, на долю торфа приходилось 58 тысяч тонн, который и добывался на двух болотах: Дальнинском и Рюминская дача. На первом разработки начались в 1880–81 гг., на втором в 1914 г.. Для сообщения с болотами, а они находились на расстоянии до 15 верст от фабрики, была выстроена узкоколейная железная дорога.

Рюминское торфяное болото, в частности, расположено было на границе Богородского уезда с Владимирской губернией, в районе водораздела рек Шерны, Дубны и Россои, впадающих в реку Клязьму. Перед началом разработки болота было проведено тщательное его обследование, вся «дача» площадью около 3000 десятин была разделена просеками на 41 квартал, каждый в одну квадратную версту. Только крайние кварталы были разной площади. Была проведена нивелировка по квартальным просекам, был определен запас торфа. Полезный объем торфяной массы был высчитан в количестве 4572855,35 куб. саженей или около 21 миллиона куб. метров. Из одного кубометра торфа «сырца» «воздушно-сухого» торфа получается в три раза меньше, значит запасы делового торфа составляли чуть более 6-ти млн. куб. метров или 6,6 млн. тонн.

Рюминское болото перед началом разработки надлежало осушить, также как это делалось и на других торфяниках. Главным регулятором уровня воды в округе было озеро Белое, поэтому и ставилась задача понизить уровень воды в озере на возможно большую величину, а затем уже спустить излишек воды из торфяной залежи. Для этого была прорыта длиной около 8 верст канава от озера к реке Шерне с укрепенными дощатыми щитами стенками. После этого были прорыты канавы в местах будущих торфоразработок. В среднем вырабатывалось за сезон не более 6 десятин. К 1916 г. на болоте было установлено 15 торфяных машин (типы машин: Анрепа, измененная на мануфактуре; Титова-Беляева), из которых три приводились в движение локомобилями «Роббей и Маршал» , а две электродвигателями. Электроэнергия подавалась через собственную ПС с «Электропередачи» . Отвозка отформованных торфяных кирпичей (размер 11х11 см.) к месту стилки, где производилась естественная сушка и складирование, осуществлялась вагонетками по рельсам, но со временем стали применять траспортеры, что повысило производительность труда. Местом для «стилки» служили карьеры, остающиеся после перехода торфяной машины на другой участок разработки.

Узкоколейная дорога, по которой подавался на мануфактуру, была оснащена двумя паровозами по 50 л. с. каждый, 31 вагоном для перевозки торфа и 1 вагоном для проезда служащих или частных лиц, последние должны были платить 30 коп. за все расстояние. Дорога создавала большие удобства для населения близлежащих селений. В 12 верстах от Богородска и в 3-х верстах до конторы торфоразработок было выстроено сооружение станции «Тимково» рядом с деревней того же названия. К основной дороге по мере надобности пристраивались переносные пути колеей 600 мм, по которым вагонетки доставлялись т. н. «кукушкой» – маленьким паровозом.

Сезон торфяных работ начинался, как правило, с 1 мая и заканчивался к 8 июля и только в редких случаях рабочие артели работали до 20 июля. В 1916 г. для торфяных работ были выделены военнопленные. На разработках морозовской мануфактуры военнопленных было 250 чел. Известно также, что на торфоразработках «Братьев Бабкиных» работало 50 военнопленных, химического завода Малютиных – 100 и фабрики Н. Д. Корнеева – 60 человек. Треть зарплаты военнопленных перечислялась предприятиями казне.

В сезоне 1916 г. на разработках торфа Богородско-Глуховской мануфактуры при 15 машинах было занято около 1000 рабочих, из них собственно при машинах работало 446 человек, на сушке торфа и укладке его в штабели – 284 чел. и подготовкой болота, потреблением торфа в вагоны – 250 человек.

Рабочий день начинался в 4 утра, с 8 до 11 – завтрак и отдых, с 11 до 15 часов – работа, с 15 до 16 – обед, с 16 до 20 – снова работа. Всего рабочих часов – 12. Работы не производились по воскресным дням и «двунадесятым» праздникам, однако многие рабочие, особенно женщины, выходили работать и в праздники, получая за это сверхурочную плату.

Заработная плата была и сдельная и поденная. Рабочий – торфяник зарабатывал в 1916 г. до 6 р. 50 коп. в день на своих харчах, в 1913 г. его заработок не превышал 2-х рублей. Увеличение заработной платы почти в 3 раза вызвано дефицитом рабочих рук в военное время. В 1917 г. зарплата поднялась до 20 рублей.

Лучшими работниками-торфяниками считались крестьяне Калужской, Рязанской и Владимирской губерний, куда в зимнее время и отправлялись служащие мануфактуры для заключения контрактов с артелями на летний период. Контрактами, кроме прочих условий, устанавливалось, что мануфактура обеспечивает мужчин-торфяников продуктами по ценам ниже рыночных. Женщины, как повременщицы, были на хозяйских харчах.

Обсудить на нашем форуме

Также смотрите:
Первая в Рф электрическая станция на торфе. Часть 2.
Первая в Рф электрическая станция на торфе. Часть 3.

Еще записи на эту же тему:



3 коммент. к “Первая в России электростанция на торфе. Часть 1”

  • Wla2mir | 27 Январь, 2010, 0:19

    Я сам работаю на легендарной ГРЭС-3 и хорошо знаком с историей станции, но ходят слухи что чубайсоиды хотят продать (кому?) эту "убыточную" станцию. Она сейчас пиковая- стоит на посту как стратегическая ракета в 500 Мвт в шахте! Вот так. . .

  • admin | 27 Январь, 2010, 2:07

    так вы то уже газпромовские, справшивайте у Федорова, он ваш главный теперь начальник.

  • Wla2mir | 27 Январь, 2010, 18:46

    Начальники меняются каждый год, только народу от этого не легче. Серебрянников Н.И. , ЛМЗ, работники станции и ремонтники ЦРМЗ столько сил и средств вложили , чтобы довести до ума отечественные газовые турбины,которые потом не раз спасали московскую энергосистему от провала. Теперь все это в металлолом… Теперь выгоднее покупать импортную технику (свою сделать ума нет?) и обслуживать ее с помощью тех же импортных специалистов. А это о -оченно недешево. Но ничего, наш народ переварит любую цену за киловатт. Вот примерно так. . .

Оставить комментарий (Зарегистрируйтесь и пишите коментарии без CAPTCHи !)

 
© 2008-2018 EnergyFuture.RU Профессионально об энергетике. All rights reserved. Перепечатка материалов разрешается при условии установки активной гиперссылки на EnergyFuture.RU.