ПАРОВАЯ ТУРБИНА ПАРСОНСА - Часть 3

Если напряженность магнитного поля росла, задвижка начинала постепенно перекрывать отверстие трубки. Тем самым уменьшался доступ воздуха в систему регулятора и увеличивалось разрежение, создаваемое центробежным вентилятором. Кожаная диафрагма при этом выгибалась и управляющий клапан уменьшал подачу пара в турбину. Таким образом, скорость вращения турбины зависела от напряжения на обмотках динамо-машины. Механизм точной регулировки Парсонса был одним из первых сервомоторов — устройств с обратной связью, которые управляют расходом большого количества энергии, потребляя незначительную ее часть.

Поперечный разрез турбины Парсонса, построенной им в 1884 г.

Пар под высоким давлением (темно-красный цвет) вводится через отверстие у средней точки вала и проходит через венцы лопаток, направляясь к обоим концам вала. Отработанный пар (светло-красный) поступает в две полости, соединенные выходным каналом в нижней части корпуса. Еще дальше от центра по оси вала располагаются две другие полости, соединенные каналом в верхней части корпуса; в них поддерживается частичный вакуум (голубой).
Муфты, плотно прижимающиеся к внутренней поверхности корпуса за счет перепада давлений между полостями с отработанным паром и с частичным вакуумом, не позволяют отработанному пару выйти наружу через зазоры у поверхности вращающегося вала. Смазка подается винтовым насосом (слева), который нагнетает масло (желтый) в подшипник на валу и к другим подшипникам. Центральных подшипников масло достигает по каналу внутри вала динамо-машины (в центре и справа). В регуляторе используется центробежный вентилятор (слева), который создает разрежение (голубой) в системе трубок. Кожаная мембрана соединенная с клапаном, который регулирует подачу пара в турбину, при разрежении в трубках притягивается к ним.

Механизм точной регулировки расположен наверху динамо-машины. Этот механизм изменяет приток воздуха в систему трубок в зависимости от напряжения на обмотках динамо-машины. Под действием разрежения, создаваемого в воздушных трубках, масло от подшипников поступает обратно в вертикальный резервуар (слева).

(Вертикальная пустая полоска — сгиб в центре журнального разворота — V.V.)

Центробежный вентилятор, занимающий главное место в регуляторе Парсонса, играл важную роль и в системе смазки. Высокая скорость вращения вала турбины требовала абсолютно надежной смазки. На конце вала Парсонс укрепил винтовую спираль, которая была погружена в резервуар с маслом и обеспечивала подачу смазки в подшипники на валу. По трубкам масло направлялось к дальнему концу вала, где находилась динамо-машина, а по каналу внутри вала динамо-машины масло подавалось к центральным подшипникам и охлаждало внутренние части динамо-машины. Под действием силы тяжести масло возвращалось к центральному узлу. Главный масляный резервуар соединялся вертикальной трубкой с системой воздушных трубок, расположенных непосредственно у вентилятора. Разрежение, создаваемое вентилятором, заставляло масло перетекать из центрального узла обратно в масляный резервуар, так что уровень масла оказывался достаточным для работы винтового насоса.
Еще одним изобретением Парсонса, также применяемым в современных турбинах, был способ, позволяющий устранить утечку пара через зазоры между валом и корпусом турбины. Всякая попытка сделать муфту, плотно прилегающую к валу, была бы неудачной, так как при критической скорости вращения во время набора оборотов в результате биений создавалось бы большое трение. Муфта, сконструированная Парсонсом, плотно облегала вал и в то же время допускала небольшие его смещения. По достижении рабочей скорости муфта действовала как надежный затвор, удерживающий отработанный пар внутри корпуса турбины.

Как только турбина достигала рабочих скоростей, муфта плотно прижималась к валу под действием разности давлений между выходным патрубком и камерой, где поддерживался частичный вакуум. Отработанный пар шел из двух полостей (по одной на каждом конце вала) через выходной канал в нижней части корпуса турбины. Две другие полости располагались дальше от средней точки вала, чем каждая из выходных полостей. Канал в верхней части корпуса соединял эти крайние полости. Внутри каждой из двух внутренних полостей Парсонс поместил муфту, плотно охватывающую вал. Для поддержания частичного вакуума в крайних полостях Парсонс применил паровой струйный насос. При небольшом числе оборотов турбины муфты свободно вращались вместе с валом. По достижении рабочей скорости возникал перепад давления между внутренними полостями (куда поступал отработанный пар из турбины) и крайними полостями (где поддерживался частичный вакуум). Под действием перепада давления муфты плотно прижимались к корпусу турбины и отделяли полости друг от друга.

В каких же условиях сформировался талант Парсонса, благодаря которому ему удалось преодолеть трудности на пути создания турбины? Парсонс был младшим сыном в семье, получившей во владение землю в Бирре, в графстве Оффали, в Ирландии. Его отец, третий граф Росс, был талантливым ученым. Он внес большой вклад в технологию отливки и шлифовки больших зеркал для телескопов. В 1845 г. в мастерской в своем поместье он построил зеркальный телескоп, который в течение нескольких десятилетий оставался самым большим телескопом в мире. С помощью этого телескопа Парсонс-старший открыл ряд спиральных туманностей. С 1849 по 1854 г. он был президентом Лондонского королевского общества. Будучи членом парламента, он, для того чтобы присутствовать на заседаниях, купил в Лондоне дом. Часть года здесь жила вся семья, устраивая приемы, на которые приглашались представители научных кругов.

Парсонсы не отдавали своих детей в школу. Их учителями были астрономы, которых граф приглашал для ночных наблюдений с помощью телескопов; в дневное время эти ученые обучали детей. Всячески поощрялись и занятия детей в домашних мастерских. Ремесло, к которому Чарлз приобщился с детства, сыграло исключительно важную роль в тот период, когда он строил свою турбину.

Чарлз поступил в Тринити-колледж в Дублине, а затем перешел в Сент-Джонс-колледж Кембриджского университета, который окончил в 1877 г. Математику он изучал под руководством Эдварда Е. Рута, который в ту пору занимался исследованием условий сохранения равномерного движения, в частности использования для этих целей различных механических регуляторов.

Вплоть до этого времени Парсонс вкушал плоды своего привилегированного воспитания. Поворот в его судьбе произошел, когда он стал учеником Джорджа Армстронга, известного фабриканта корабельных орудий, и начал работать на его Элсуикской фабрике в г. Ньюкасл-на-Тайне. Причины, которые побудили Парсонса принять такое решение, остались неизвестными: в то время дети из богатых семей редко избирали карьеру инженера.

Парсонс завоевал репутацию самого трудолюбивого ученика Армстронга. В период стажировки он получил разрешение работать на самой последней новинке — паровой машине с вращающимися цилиндрами — и между 1877 и 1882 гг. запатентовал несколько своих изобретений. Если изучить эти патенты, можно установить, что он использовал идею смазки под давлением десятилетием раньше А.Пэйна, который знаменит своими изобретениями в этой области. До Парсонса для смазки подшипников применялись капельницы, поэтому подшипники требовали постоянного контроля. Идея о принудительной смазке сыграла исключительную роль в создании высокоскоростных машин, в частности турбины

Мысль о создании турбины пришла Парсонсу, по-видимому, когда он еще был студентом. Лорд Рэлей передает слова одного из знакомых Парсонса по Кембриджу, которому будущий изобретатель показывал игрушечный бумажный двигатель: когда Парсонс дул на колеса игрушки, они вращались. Парсонс сказал, что скорость вращения у этой машины будет «в десять раз больше, чем у любой другой».

Первые настоящие опыты с турбинами Парсонс начал проводить, работая у Армстронга. С 1881 по 1883 г., т.е. сразу после стажировки, он в сотрудничестве с Джеймсом Килсоном работал над созданием торпеды, приводимой в движение газом. Армстронг в значительной мере был связан с производством морского оружия и, вероятно, поддерживал усилия по разработке нового вида движителя торпеды. Особенность этого движителя состояла в том, что сгорающее топливо создавало струю газа высокого давления. Струя ударялась в крыльчатку, заставляя ее вращаться. Крыльчатка в свою очередь приводила во вращение гребной винт торпеды.

Еще записи на эту же тему:

Метки:


Страницы: 1 2 3 4

Оставить комментарий (Зарегистрируйтесь и пишите коментарии без CAPTCHи !)

 
© 2008-2019 EnergyFuture.RU Профессионально об энергетике. All rights reserved. Перепечатка материалов разрешается при условии установки активной гиперссылки на EnergyFuture.RU.