ПАРОВАЯ ТУРБИНА ПАРСОНСА - Часть 2

Пар, направляемый на неподвижные лопатки, расширялся в междулопаточных каналах, скорость его увеличивалась, и он отклонялся так, что попадал на подвижные лопатки и заставлял их вращаться. В междулопаточных каналах подвижных лопаток пар также расширялся, на выходе создавалась ускоренная струя, и возникающая реактивная сила толкала лопатки.
При наличии многих подвижных и неподвижных венцов лопаток высокая скорость вращения стала ненужной. На каждом из 30 венцов многоступенчатой турбины Парсонса пар расширялся незначительно, теряя некоторую долю своей кинетической энергии. На каждой ступени (паре венцов) давление падало лишь на 10%, и максимальная скорость пара в результате оказывалась равной 1/5 скорости струи в турбине с одной ступенью. Парсонс полагал, что при столь малых перепадах давления пар можно рассматривать как малосжимаемую жидкость, подобную воде. Это предположение дало ему возможность с высокой степенью точности сделать расчеты скорости пара, к.п.д. турбины и формы лопаток. Идея поступенчатого расширения пара, которая лежит в основе конструкций современных турбин, была лишь одним из многих оригинальных замыслов, воплощенных Парсонсом.

Другим изобретением стал новый тип подшипника, предназначенного специально для быстро вращающегося вала. Хотя Парсонсу и удалось снизить скорость вращения турбины, она все же оставалась раз в десять выше, чем у других двигателей. Поэтому изобретателю пришлось столкнуться с явлением, известным как «биение вала». Уже в ту пору было известно, что каждый вал имеет свою характерную критическую скорость вращения, при которой даже небольшой разбаланс создает значительное изгибающее усилие. Выяснилось, что критическая скорость вращения связана с собственной частотой поперечных вибраций вала (на этой частоте вал начинает резонировать и разрушаться). Парсонс и де Лаваль независимо друг от друга обнаружили, что на скоростях, больших критической, вал вращается устойчиво. Несмотря на это, небольшой разбаланс все-таки приводил к отклонению вала от положения равновесия. Поэтому для того, чтобы избежать повреждения вала, его следовало устанавливать в подшипниках, которые допускали бы его небольшие боковые смещения.

Вначале Парсонс попытался использовать обычный подшипник, закрепив его на пружинах, но обнаружил, что такая конструкция только усиливает вибрацию. В конце концов он придумал подшипник, состоящий из набора колец. Парсонс использовал кольца двух размеров: одни плотно прилегали к внутреннему вкладышу подшипника (через который проходил вал), но не касались корпуса; они чередовались с другими кольцами, которые плотно прилегали к корпусу, не касаясь вкладыша. Вся система колец в продольном направлении сжималась пружиной. Такая конструкция допускала небольшие боковые смещения вала и в то же время подавляла вибрации за счет трения между шайбами двух типов.

Подшипник на валу допускал небольшие боковые смещения вала, но гасил вибрации. Он состоял из чередующихся колец: одни плотно охватывали вкладыш (внутри которого проходил вал), не касаясь корпуса турбины, другие плотно прижимались к корпусу, не касаясь вкладыша. Весь набор колец поджимался пружиной. Винтовой насос (слева) гнал масло (желтый цвет) в подшипник.
Эта конструкция успешно работала, и те, кто видел образец турбины, представленный на выставке изобретателей в Лондоне в 1885 г., отмечали, насколько ровным был ее ход по сравнению с другими паровыми машинами того времени. Последние так сотрясали фундамент, что вибрация ощущалась даже на значительном удалении от машины.


Турбогенератор Парсонса, построенный в 1884 г., стал первой паровой трубиной, получившей промышленное применение. Пар под высоким давлением поступал в турбину через прямоугольное отверстие, расположенное у середины вала. Здесь он разделялся и направлялся к противоположным концам вала, проходя через венцы лопаток. Расширяющийся пар вращал подвижные (рабочие) кольца, плотно сидящие на центральном валу. Между подвижными кольцами располагались венцы неподвижных лопаток, закрепленных на внутренней поверхности корпуса турбины. Неподвижные лопатки направляли пар на лопатки подвижных колес.
В межлопаточном пространстве каждого колеса пар расширялся. Принцип многоступенчатого расширения пара позволял Парсонсу в полной мере использовать энергию пара, находящегося под высоким давлением, и избежать большого числа оборотов. Вал вращал динамо-машину, или электрогенератор (справа).

(Вертикальная пустая полоска — сгиб в центре журнального разворота — V.V.)
В турбине Парсонса пар подводился через управляющий клапан к средней части вала. Здесь поток пара разделялся и шел по двум каналам: по одному пар поступал к левому концу вала, по другому — к правому, Объем пара в том и другом канале был одинаковым. Каждая струя проходила через венцы лопаток в турбине.

Одно из преимуществ, которое давало разделение потока, заключалось в том, что продольные (осевые) силы, возникающие за счет давления пара на лопатки турбины, в точности уравновешивались. Таким образом, отпадала необходимость в упорном (осевом) подшипнике. Описанная конструкция используется во многих современных паровых турбинах.

И все-таки первая многоступенчатая турбина Парсонса развивала большую скорость — 18000 об/мин. При таких оборотах центробежная сила, действующая на лопатки турбины, в 13 тыс. раз превышала силу тяжести. Для того чтобы уменьшить опасность разрушения вращающихся частей, Парсонс разработал очень простую конструкцию: каждый диск изготовлялся из цельного медного кольца; пазы, в которые входили лопатки, располагались по окружности диска и представляли собой щели, ориентированные под углом 45°. Подвижные диски насаживались на вал и фиксировались на его выступе. Неподвижные венцы состояли из двух полуколец, которые прикреплялись сверху и снизу к корпусу турбины. Увеличение объема пара при его поступенчатом расширении потребовало, чтобы длина лопаток по ходу пара последовательно трижды увеличивалась — от 5 до 7 мм. Кромки лопаток были скошены, чтобы улучшить характеристики струи.

Проблема снижения скорости вращения вала вызвала к жизни и другие изобретения. Скорости были настолько высоки, что решить эту проблему с помощью существовавших тогда передаточных механизмов (как, например, зубчатых) было нельзя. Невозможно было использовать и простой центробежный регулятор, нашедший применение на паровых машинах более ранних конструкций: шары регулятора были бы просто оторваны центробежной силой. Парсонс разработал совершенно новый тип регулятора. На валу турбины он поместил центробежный вентилятор, соединенный с системой трубок, в которых находился воздух. Вращающийся вентилятор отсасывал воздух из трубок, создавая в них разрежение. На это разрежение реагировала кожаная диафрагма, расположенная с другой стороны системы трубок и соединенная с управляющим клапаном, который контролировал подачу пара в турбину. Если скорость вращения турбины увеличивалась, разрежение воздуха в трубках росло и диафрагма выгибалась сильнее; в результате клапан, соединенный с диафрагмой, уменьшал подачу пара в турбину и ее вращение замедлялось.

Регулятор работал неплохо, но был не очень чувствительным. Турбина Парсонса приводила в движение динамо-машину (электрический генератор). В то время когда Парсонс построил свою турбину, одна лампа накаливания стоила столько же, сколько четверть тонны угля. Для того чтобы лампы не перегорали при резких изменениях электрического тока (что часто случалось, если использовались паровые машины), динамо-машина должна была обеспечивать постоянство напряжения с точностью 1-2%? Для этой цели Парсонс снабдил свою турбину специальным механизмом точной регулировки, реагировавшим непосредственно на изменение напряжения на динамо-машине.

Напряжение на обмотке динамо-машины пропорционально напряженности магнитного поля, создающегося у полюсов. Парсонс изготовил из мягкого железа коромысло и укрепил его над полюсами динамо-машины, прикрепив к нему пружину. Коромысло, преодолевая сопротивление пружины, стремилось повернуться по направлению магнитного поля; угол поворота зависел непосредственно от напряженности поля, которая в свою очередь была связана с напряжением на обмотках динамо-машины. Вместе с коромыслом поворачивалась медная задвижка. В зависимости от своего положения она в большей или меньшей степени прикрывала отверстие трубки, входящей в систему регулятора с центробежным вентилятором,

Еще записи на эту же тему:

Метки:


Страницы: 1 2 3 4

Оставить комментарий (Зарегистрируйтесь и пишите коментарии без CAPTCHи !)

 
© 2008-2019 EnergyFuture.RU Профессионально об энергетике. All rights reserved. Перепечатка материалов разрешается при условии установки активной гиперссылки на EnergyFuture.RU.