Очень хорошая статья из Газпромовского журнала о мировых принципах газовой торговли

На вопросы журнала отвечает начальник Управления структурирования контрактов и ценообразования
ООО «Газпром экспорт» Сергей Комлев

Сергей Львович, в последнее время стало модно обсуждать модели ценообразования на газ. Часто можно услышать, что нефтяная привязка в долгосрочных контрактах устарела и спотовый рынок может взять на себя функцию индикации
цены. Что вы об этом думаете?

– Исторически сложились две принципиально различные модели формирования цены на природный газ. Одна из них, традиционная, предполагает установление цены на основе стоимости замещения альтернативных топлив у конечного потребителя. В качестве таковых в Европе используются нефтепродукты, в Азии – нефть, в Австралии – каменный уголь. Возобновляемые источники для такого ценообразования, к слову сообщить, пока не годятся, потому что их цены сильно искажены субсидиями.

Модели рынка

– В соответствии с другой моделью, получившей название англо-саксонской, цена определяется в результате свободной
игры рыночных сил как средство балансировки спроса и предложения. Несмотря на настойчивые попытки заменить первую модель ценообразования в континентальной Европе и Азии, казалось бы, более простой и понятной англо-саксонской моделью, до последнего времени они особого успеха не имели.
Следует заметить, что в чистом виде на географических рынках каждая из моделей присутствует редко,за исключением, пожалуй, наиболее либерализованного в мире рынка USA. В Австралии в западных провинциях
цены определяет спотовый рынок, в восточных – господствует традиционная модель ценообразования. В Велико-
британии продолжаются поставки газа по старым, заключенным еще до реформы конца 1990‑х контрактам с нефтяной индексацией, но роль их в энергетическом балансе невелика.
В Азии нет специализированных площадок для торговли газом, однако есть сделки со спотовым С.П.Г. вне этих площадок. В континентальной Европе действует гибридная система, но при явном доминировании традиционной модели ценообразования с нефтепродуктовой привязкой.
Если сравнить объемы газа, которые продаются с нефтяной и газовой привязкой, то традиционная модель, появив-
шаяся в 1960‑х годах, по-прежнему преобладает. И дело здесь не только в следовании традиции или каком-то отраслевом консерватизме. В действительности отладить работу ценового механизма на основе газовой индексации таким образом, чтобы он посылал правильные рыночные сигналы производителям и потребителям, обеспечивая при этом нормальный инвестиционный цикл в отрасли и пропорциональное развитие всей газовой вертикали от скважины до газовой конфорки, неизмеримо более сложно, чем в рамках традиционной модели ценообразования. Слишком много для этого требуется дополнительных условий.
Одно из требований к такому ценообразованию – достаточная ликвидность торговых площадок. Для оценки ликвид-ности и, соответственно, качества ценового сигнала, который генерирует та или иная рыночная площадка, применяется показатель churn ratio.

Это отношение общего объема торгов на этой площадке, включая «бумажную» торговлю, к объемам, которые завершаются физической поставкой газа. Чем выше churn ratio, тем лучше, «правильнее» рыночная цена. Считается, что достаточное качество ценового сигнала достигается, если churn ratio превышает 15.Как следует из данных Международного энергетического агентства, представленных в Таблице 1, среди европейских площадок только британский хаб NBP приближается к этому минимальному критерию. Показатель churn ratio ни для одной из площадок по спотовой торговле газом в континентальной Европе этому критерию явно не соответствует. Несмотря на укрупнение торговых хабов и увеличение их оборотов, churn ratio остается на недопустимо низком уровне, что ставит под сомнение способность этих площадок служить источником для индикации цен спросаи предложения. В основном эти площадки выполняют роль рынков наличного товара, предназначенных для балансирования ранее приобретенных объемов газа. Оценки «Газпром экспорта», в частности, показывают, что на спотовых площадках в континентальной Европе первичные продажи газа в 2009 г. составляли не более четверти всех оборотов, остальное приходилось на перепродажи уже имеющихся на рынке объемов.

– Очевидно, что для формирования адекватной цены необходимо наличие большого количества продавцов и покупателей, которые могли бы конкурировать между собой. В Европе пока такого не наблюдается.
– Действительно, в континентальной Европе в настоящий момент нет объективных предпосылок для эффективно работающей модели ценообразования, основанной на спросе и предложении. Здесь как на стороне спроса, так
и на стороне предложения доминируют олигополистические структуры. Так, сторона предложения представлена тремя
основными поставщиками: Рф (31 %), Норвегией (17 %) и Алжиром (12 %), на долю которых приходится 60 % поставляемого газа. А на стороне спроса по-прежнему сильны позиции так называемых национальных чемпионов.

Защита потребителей

 

– Переход к модели ценообразования, основанной на спросе и предложении, при такой структуре рынка привел бы
к утрате иммунитета европейских потребителей к ценовому давлению со стороны доминирующих на рынке поставщиков и импортеров. В рамках традиционной модели цена газа определяется через иной, замещаемый им товар или группу товаров. Очевидно, что ни один, даже самый крупный поставщик не способен влиять на цену нефти и нефтепродук-
тов, поэтому даже при полной зависимости отдельного странового рынка от такого поставщика потребители надежно
защищены от ценовых манипуляций. Иная ситуация наблюдается в Великобритании. Конкурентный характер цене на английском спотовом рынке придает наличие множества поставщиков. «Глубину» рынку обеспечивают 10 –12 крупных национальных производителей, доля которых в предложении газа составляет 62 % (данные за 2009 год).
Но и на рынке Великобритании не всё обстоит благополучно с конкуренцией, как бы того хотелось адептам спотового ценообразования. Причина в том, что в результате истощения месторождений Северного моря доля внутренних поставщиков газа неуклонно снижается.

Перед СоединеннымКоролевством всё отчетливее встает проблема зависимостиот одного доминирующего экспортера, Норвегии, доля кото-рой в поставках газа в 2009 г. уже достигла 23 % и будетрасти в дальнейшем. Как знать, не попросятся ли британ-ские покупатели через несколько лет под защиту нефтянойиндексации?Традиционная модель ценообразования начала широкоиспользоваться на ранних этапах становления газовогорынка как средство преодоления несовершенства его орга-низации, связанного в том числе с отсутствием или слабымразвитием конкуренции. Но и по прошествии 40 лет во мно-гих регионах мира отсутствуют необходимые и достаточ-ные условия для перехода к эффективному ценообразова-нию на природный газ как на самостоятельный товар. Болеетого, вопрос о возможности формирования таких условийво многих случаях остается открытым.

Еще записи на эту же тему:



Страницы: 1 2 3

Один комментарий к “Очень хорошая статья из Газпромовского журнала о мировых принципах газовой торговли”

  • Нина | 14 Февраль, 2014, 9:32

    Подскажите, в каком номере журнала Газпром Сергей Комлев даёт интервью

Оставить комментарий (Зарегистрируйтесь и пишите коментарии без CAPTCHи !)

 
© 2008-2017 EnergyFuture.RU Профессионально об энергетике. All rights reserved. Перепечатка материалов разрешается при условии установки активной гиперссылки на EnergyFuture.RU.