Оценка нового механизма исчисления налога на добычу полезных ископаемых в угольной отрасли

М.П. Воскобойник, д.э.н., гл. научн. сотр., Институт энергетических исследований Р.А.Н.

В настоящее время в Государственную Думу внесен законопроект, который устанавливает новый дифференцированный порядок исчисления налога на добычу полезных ископаемых () при добыче угля.

По действующему Налоговому кодексу все угольные компании независимо от вида добытого угля выплачивают по ставке 4% от стоимости добытого угля.

Новый законопроект предлагает следующие изменения налогообложения при добыче угля:

  • переход на специфические ставки по видам углей;
  • выделение в целях налогообложения четырех видов угля — антрацит, коксующийся, бурый и (за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого);
  • установление специфических ставок по четырем видам углей за тонну добытого угля: на коксующийся в размере 50 руб., на антрацит — 45 руб., на бурый — 14 руб., на прочие виды энергетического угля — 24 руб.;
  • проведение индексации специфических ставок путем их умножения на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный г. и учитывающий изменение цен на в Рф за предыдущий календарный г.. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Рф;
  • применение механизма налоговых вычетов для участков недр, характеризующихся опасностью по выделению метана и склонностью угольных пластов к самовозгоранию путем введения коэффициентов, учитывающих степень метанообильности и опасности по внезапным выбросам и склонность угля к самовозгоранию;
  • применение механизма ограничения налоговых вычетов для участков недр, характеризующихся опасностью по выделению метана и склонностью угольных пластов к самовозгоранию. Предельная величина налогового вычета рассчитывается как произведение суммы налога, исчисленного при добыче угля на каждом участке недр за налоговый период, и коэффициента k(T), определяемого для каждого участка недр. Значение коэффициента k(T) не может превышать 0.3.

Установленный в законопроекте новый механизм исчисления налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля вызвал неоднозначное отношение представителей федеральных ведомств, депутатов Комитета Госдумы по энергетике и руководителей крупнейших угольных компаний. Так, по расчетам Минфина Рф введение новых принципов взимания в угольной отрасли снизит налоговую потребление на отрасль, а, по мнению депутатов профильных комитетов Госдумы и угольных компаний, наоборот, налоговые выплаты возрастут и финансовое положение отрасли ухудшится.
В связи с этим представляет интерес проведенная в Институте энергетических исследований Р.А.Н. оценка влияния нового механизма исчисления налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля на уровень налоговых выплат и финансовые результаты угольной отрасли в случае принятия нового законопроекта.

В качестве инструмента оценки была использована финансово-экономическая имитационная модель угольной промышленности, которая дает возможность отражать влияние изменений объемов добычи угля и налогового регулирования на изменение основных производственных, технико-экономических и финансовых показателей отрасли. В результате внутренней взаимосвязи показателей модели при изменении значения одного из варьируемых показателей автоматически осуществляется корректировка всех показателей развития отрасли.

Варьируемыми показателями в модели являются объемы добычи угля, базовые ставки НДПИ и скидки (коэффициенты) к базовым ставкам НДПИ по видам углей (антрацит, коксующийся , бурый и прочий энергетический ).

Расчеты НДПИ проводились за период 2010-2015 гг. в номинальных ценах каждого г..

Объемы добычи угля были приняты по двум сценарным вариантам развития экономики Рф, разработанным Минэкономразвития Рф.

Базовые ставки НДПИ принимались исходя из внесенного в Государственную Думу законопроекта, который устанавливает приведенные выше уровни специфических ставок исчисления НДПИ при добыче угля в зависимости от вида угля. В качестве базового г. был принят 2010 г., когда намечается введение в действие новых ставок НДПИ. При этом уровень специфических ставок НДПИ на последующие годы расчетного периода определялся исходя из базовых ставок и следующих коэффициентов-дефляторов, разработанных Минэкономразвития Рф: 2011 г. к 2010 г. — 1.087; в период 2012-2015 годы — 1.075 (в каждом году).

Скидки (коэффициенты) к базовым ставкам НДПИ учитывают:

  • степень метанообильности и опасности по внезапным выбросам;
  • склонность угля к самовозгоранию;

Коэффициенты метанообильности и опасности по внезапным выбросам (k(M)) устанавливались следующие:

  • для участков недр сверхкатегорных и опасных по внезапным выбросам — 0.1;
  • для участков недр, относящихся к III категории по газу — 0.25;
  • для участков недр, относящихся к II категории по газу — 0.5;
  • для участков недр, относящихся к I категории по газу — 0.75;
  • для участков недр негазовых — 1.0.

Коэффициенты, характеризующие склонность углей к самовозгоранию (kc), принимались следующие:

  • для угля, добываемого на участке недр, отнесенных к категории «склонных к самовозгоранию» — 0.5;
  • для угля, добываемого на участке недр, отнесенных к категории «весьма склонных к самовозгоранию» — 0.1.

Чаще всего антрациты и коксующиеся угли являются несклонными к самовозгоранию, поэтому к ним применяется коэффициент, равный 1.
Бурые угли склонны к самовозгоранию, поэтому к ним применяется коэффициент от 0.5 до 0.8 (в зависимости от категории бурого угля и прочих условий).

К прочим энергетическим углям, под которыми подразумеваются все угли, за исключением антрацита, коксующихся и бурых, может применяться коэффициент 0.5 (если участок недр склонен к самовозгоранию) и равный 1 (если участок недр не склонен к самовозгоранию).

Для угля, добываемого на участке недр, отнесенных к категории «не склонных к самовозгоранию», а также при отсутствии утвержденной величины склонности угля к самовозгоранию, применяется коэффициент равный 1.

В дальнейшем по каждому региону были рассчитаны средние уровни степени метанообильности и опасности по внезапным выбросам, а также склонности угля к самовозгоранию на участках недр, на котором осуществляется добыча угля.

Величина налога на добычу полезных ископаемых (Hi) определялась по выражению

Hi = Oi * Bc * Иi (1 — k(M) — k(c)),

где Oi — объем добычи угля, млн.т;

Бс — базовые ставки НДПИ по видам добываемого угля;

Иi — коэффициентов-дефлятор в расчетном периоде;

k(M) — коэффициент, характеризующий степень метанообильности участков недр, на которых осуществляется добыча угля;

k(c) — коэффициент, характеризующий склонность угля к самовозгоранию;

i — г. расчетного периода.

Законопроектом устанавливается, что в случае, если расчетная сумма затрат в налоговом периоде при добыче угля превышает предельную сумму налогового вычета, определенную в размере 30% от суммы начисленных налогов на добычу угля, то фактические вычеты ограничиваются суммой в 30% от суммы начисленных налогов на добычу угля.

Расчеты НДПИ проводились по регионам Рф, которые сводились в целом по отрасли, по следующим вариантам:

  • исходя из действующей ставки НДПИ;
  • по предлагаемым базовым ставкам;
  • по предлагаемым базовым ставкам с учетом скидок, но без учета ограничений фактических вычетов от суммы начисленных налогов на добычу угля;
  • по предлагаемым базовым ставкам с учетом скидок, но при условии 30% ограничений фактических вычетов от суммы начисленных налогов на добычу угля.

Результаты расчетов представлены на рис. 2.
Расчеты показали, что в целом по угольной отрасли величина налога на добычу полезных ископаемых, рассчитанная по новым условиям, по сравнению с действующей в настоящее время ставкой:

  • будет выше по всем вариантам как при введении установленных в законопроекте базовых ставках, так и при применении предлагаемых базовых ставок с учетом скидок, но при условии 30% ограничений фактических вычетов от суммы начисленных налогов на добычу угля;
  • будет ниже по всем вариантам при применении предлагаемых базовых ставкам с учетом скидок, но без ограничений фактических вычетов от суммы начисленных налогов на добычу угля.

В абсолютных цифрах прирост (снижение) выплат налога на добычу полезных ископаемых по сравнению с действующей ставкой по разным вариантам приведен в табл. 2.

Еще записи на эту же тему:

Метки: ,


Страницы: 1 2

Оставить комментарий (Зарегистрируйтесь и пишите коментарии без CAPTCHи !)

 
© 2008-2018 EnergyFuture.RU Профессионально об энергетике. All rights reserved. Перепечатка материалов разрешается при условии установки активной гиперссылки на EnergyFuture.RU.