Обзорная статья: Торговля мощностью на розничном рынке электроэнергии: экономические и правовые аспекты

Торговля мощностью на розничном рынке электрической энергии: экономические и правовые аспекты

Как известно, фундаментальной составляющей любой индустриальной экономики является электрическая энергетика. Общемировые тенденции ее развития последние 20 лет связаны с активными реформами и самой энергоотрасли, и систем ее государственного регулирования. Преобразования обусловлены двумя причинами: во-первых, высокой стратегической значимостью электрической энергетики в ряду других секторов экономики, во-вторых, спецификой электрической энергии как товара и, соответственно, особенностями функционирования отраслевых рынков, что предопределяет необходимость оптимизации государственного участия

Процессы реформирования повлекли за собой существенные изменения правовых основ и общих прин­ципов экономических отношений в данной сфере. Современная модель правового регулирования оборота электрической энергии допускает использование такого механизма ценообразования, как биржевые торги, на которых электроэнергия может фигурировать в качестве обычного биржевого товара.

Надежная и эффективная работа энергоотрасли требует немалых финансовых вложений. Между тем слабая эластичность спроса на электроэнергию, запоздалая реакция рынка на возникновение ограниченности генерирующих мощностей, значительный временной разрыв между началом строительства электрический станций и вводом их в эксплуатацию[1] снижают привлекательность инвестиций. Для уменьшения рисков выхода на рынок инвесторов, вложивших средства в новую генерацию, была введена плата за мощность.

Будучи элементом соответствующих обязательств, мощность, как и электрическая энергия, в гражданском праве представляет собой разновидность искусственно созданных объектов, предназначенных для идентификации стоимостных величин в различного рода экономических отношениях. Отечественное гражданское законодательство не предусматривает специальной системы регулирования обязательств, возникающих по поводу таких объектов права. Поэтому данные обязательства формируются в среде существующих институтов и подинститутов гражданского права, а их оборот регулируется административной и гражданской нормативными базами.

Вопросу определения правовой природы такого товара, как мощность, а также его места в системе объектов гражданского права посвящено немалое количество публикаций[2]. В связи с чем мы не будем на этом подробно останавливаться. Однако надо отметить, что к единому мнению по данному вопросу правоведы пока не пришли.

Рассмотрим мощность как одну из составляющих рынка электроэнергии.

С экономической точки зрения плата за мощность представляет собой компенсацию затрат энергокомпаний на обеспечение работы генерирующего оборудования.

Впервые идею о том, что помимо собственно электроэнергии следует оплачивать также способность ее производить (то есть мощность), выдвинул американский экономист Джеймс Бонбрайт (James С. Bon-bright) в 1931 г. В предложенной им схеме все не зависящие от объема производства электроэнергии затраты энергокомпаний должны оплачиваться потребителями безотносительно к величине потребления. Логика заключается в том, что коль скоро энергокомпания вложила средства в создание способности удовлетворить спрос потребителей, необходимо компенсировать ее затраты. Это полностью соответствует регулятивной доктрине в США, которая гласит, что организация, наделенная монопольным правом энергоснабжения в регионе, не может отказать находящемуся на ее территории потребителю в поставке электроэнергии в том количестве, в котором потребитель нуждается, если последний согласен платить по установленному тарифу[3].

Функционирование российского рынка электроэнергий строится на основе схожей правовой модели. Обязанность заключить договор энергоснабжения с любым субъектом, изъявившим такое намерение, на розничном рынке электроэнергии возложена на особую группу участников — гарантирующих поставщиков[4]. При этом на коммерческие энергосбытовые компании данная обязан­ность также может быть возложена, если они на конкретном региональ­ном рынке занимают доминирующее положение[5].

Российский рынок электрической энергии, как известно, функционально разделен на оптовый и розничный сегменты.

Оптовый рынок законодательно трактуется как сфера обращения особых товаров — электрической энергии и мощности — в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства РФ с участием крупных производителей и крупных покупателей, а также иных лиц, получивших статус субъекта оптового рынка и действующих на основе правил этого рынка[6].

Розничные рынки, в свою очередь, определяются как сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей[7].

Любопытно, что сферой обращения мощности законодатель называет только оптовый рынок электроэнергии. Возможно, это объясняется тем, что обязанность оплачивать мощность в качестве самостоятельного товара возлагается только на потребителей, работающих в оптовом сегменте[8].

В рознице потребители приобретают электроэнергию у сбытовых компаний, которые, по сути, являются перепродавцами. Этим и обусловлена специфика ценообразования.

Одной из составляющих розничной цены выступает средневзвешенная стоимость единицы электроэнергии, производимой и (или) приобретаемой гарантирующим поставщиком (энергоснабжающей организацией) в оптовом и розничном сегментах по регулируемым тарифам. При этом в затраты таких организаций на покупку электроэнергии включаются расходы, связанные с оплатой мощности на оптовом рынке[9]. В свою очередь розничные потребители, оплачивая электроэнергию, покрывают в том числе и расходы энергоснабжающих компаний на приобретение мощности.

Тем не менее мощность, как и электроэнергия, в современной экономике является товаром, а значит, как и любой другой товар, она может быть перепродана.

Законодатель наделил розничных потребителей правом выбора способа оплаты электроэнергии. В частности, по желанию потребителя во взаиморасчетах с энергоснабжающей организацией может применяться двуставочный тариф, включающий ставку за 1 кВт-ч электрической энергии и ставку за 1 кВт установленной генерирующей мощности[10].

Выбор одноставочного или двуставочного тарифа определяется экономической целесообразностью и условиями потребления. Применение двуставочного тарифа выгодно крупным производственным предприятиям с неравномерной загрузкой энергопринимающего оборудования, но с большим количеством часов использования заявленной мощности. Поскольку подобные потребители, абонируя мощность и тем самым возмещая энергокомпаниям условно-постоянные издержки на поддержание в работе генерирующего оборудования, получают возможность оплачивать электроэнергию по низким тарифам.

Еще записи на эту же тему:



Страницы: 1 2 3

Один комментарий к “Обзорная статья: Торговля мощностью на розничном рынке электроэнергии: экономические и правовые аспекты”

  • Владимир | 31 Октябрь, 2010, 12:36

    Спасибо за статью -прочитал с интересом.введение 2х ставочного тарифа выгодно потребителю.к сожалению это нововведение действует не везде.Не понятно по какому принципу это правило введено. С уважением Владимир СПб 31.10.2010г

Оставить комментарий (Зарегистрируйтесь и пишите коментарии без CAPTCHи !)

 
© 2008-2017 EnergyFuture.RU Профессионально об энергетике. All rights reserved. Перепечатка материалов разрешается при условии установки активной гиперссылки на EnergyFuture.RU.