Обзор: Плата за технологическое присоединение: тарифы и договорные цены

Подключить объект капитального строительства при его возведении к сетям инженерной инфраструктуры – неотъемлемая задача девелопера. И здесь могут возникнуть следующие вопросы. Какой существует порядок определения стоимости техприсоединения? Возможно ли  обеспечить объект капитального строительства электрической энергией без учета тарифов государственных органов? Вправе ли электросетевая организация в одностороннем порядке устанавливать размер платы за технологическое присоединение?

Порядок установления тарифов

Размер платы за технологическое присоединение объекта капитального строительства к электрическим сетям напрямую связан с вопросом государственного регулирования данной сферы.

Так, пункт 2 статьи 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ (далее — Закон об электроэнергетике) предусматривает государственное регулирование платы за технологическое присоединение к электрическим сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки[1].

Размер платы за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети[2] (далее – ЕНЭС) и порядок определения размера платы за технологическое присоединение к иным электрическим сетям устанавливаются Правительством РФ или федеральным органов в области регулирования тарифов[3] (абз. 8, 18 ст. 5 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ[4], абз. 8 п. 2 ст. 21 Закона об электроэнергетике). При этом, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ[5] устанавливают плату за технологическое присоединение к электрическим сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину этой платы для территориальных сетевых организаций[6], в рамках порядка, определенном на федеральном уровне (абз. 10 ст. 6 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ, абз. 8 п. 4 ст. 21 Закона об электроэнергетике).

Основы ценообразования платы за технологическое присоединение устанавливаются Правительством РФ (абз. 20 ст. п. 1 ст. 21 Закона об электроэнергетике). В соответствии с абз. 4 п. 71 постановления Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» (далее – ПП № 109) размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам по согласованию с Федеральной антимонопольной службой[7].

При этом порядок определения платы за технологическое присоединение к электрическим сетям объекта капитального строительства включает следующие этапы:

- сетевая организация предоставляет в адрес регулирующего органа обоснованный расчет тарифов на подключение с приложением документов – обоснований (предложение об установлении тарифов)[8];

- регулирующий орган всесторонне проверяет обоснованность расчетов (предложений об установлении тарифов), в течение не более месяца (п. 16 ПП № 109);

- в случае признания заявленных тарифов экономически обоснованными и не противоречащими установленных на федеральном уровне предельных индексов, регулирующий орган принимает решение об утверждении соответствующих тарифов[9].

Соответственно, по общему правилу, застройщик должен оплатить технологическое присоединение к электрическим сетям по установленным тарифам.

Определение цены за технологическое присоединение в договоре: мнение ВАС РФ

Но всегда ли в практике технологическое присоединение к объектам недвижимости возможно в соответствии с тарифами, установленными уполномоченным регулирующем органом. Чтобы ответить на поставленный вопрос обратимся к судебной практике.

Невозможность утверждения тарифа – основание применение договорной цены

На практике возможна ситуация, когда необходимость в технологическом присоединении есть, а возможности утвердить тарифы – нет. В таком случае возникает вопрос о том, по какой цене организация должна оплатить технологическое присоединение и могут ли стороны установить размер платы в договоре. Ответ на этот вопрос можно найти в судебной практике. Ведь, суды в ряде случаев не возражают против установления платы за технологическое присоединение в договоре. Один из таких случаев был рассмотрен в постановлении Президиума ВАС РФ от 15.03.2006 № 11696/05 (далее – постановление № 11696/05).

Так, сетевая организация ОАО «Кировэнерго» (далее — Общество) в отсутствии утвержденного тарифа на договорной основе определяла размер оплаты работ по технологическому присоединению к электрическим сетям. Управление федеральной антимонопольной службы по Кировской области сочло описанные действия незаконными. В своём предписании данная служба указала, что взимание Обществом платы в размере, не установленном уполномоченным органом – это нарушение законодательства. Также данным актом антимонопольный орган обязал Общество прекратить подобные действия. Не согласившись с предписанием антимонопольного органа, Общество результативно обжаловало его в арбитражном суде[10]. В апелляционной и кассационной инстанциях судьи не согласились с решением первой инстанции[11]. При этом аргументом для отмены решения первой инстанции послужило следующее обоснование:

- Общество взимало с хозяйствующих субъектов (абонентов) самовольно установленную плату за технологическое присоединение к электрическим сетям;

- в условиях естественной монополии такое положение вещей привело к ущемлению интересов хозяйствующих субъектов (абонентов).

ВАС РФ не согласился с подобным обоснованием, отменив постановления суда апелляционной и кассационной инстанций. Ведь отказ в технологическом присоединении при выполнении технических условий не допустим (пункт 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике). Данное требование не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия установленных уполномоченным органом исполнительной власти тарифов. Следовательно, сетевая организация обязана осуществлять технологическое присоединение, даже не смотря на то, что тариф на оплату технологического присоединения уполномоченным органом не был утвержден. Поэтому Президиум ВАС РФ посчитал, что до принятия нормативного акта, устанавливающего порядок определения размера платы, Общество обязано было осуществлять технологическое присоединение и могло взимать за него плату в соответствии с договорами, заключаемыми между Обществом и заказчиками. Ведь, безвозмездное выполнение тех или иных работ в пользу коммерческой организации – это фактически дарение, которое в отношениях между коммерческими организациями запрещено (подп. 4 п. 1 ст. 575 ГК РФ).

Еще записи на эту же тему:



Страницы: 1 2 3 4 5

Оставить комментарий (Зарегистрируйтесь и пишите коментарии без CAPTCHи !)

 
© 2008-2017 EnergyFuture.RU Профессионально об энергетике. All rights reserved. Перепечатка материалов разрешается при условии установки активной гиперссылки на EnergyFuture.RU.