О юридических проблемах техприсоединения к сетям

Невозможное присоединение

Отдельные императивные положения Правил техприсоединения, возлагающих на сетевые организации обязанности по техприсоединению потребителей электрической энергии, противоречат не только нормам ГК РФ, но даже и техническим возможностям сетевых организаций. Ниже описана одна из таких проблем и предложен способ ее разрешения с точки зрения защиты прав сетевой организации.

Нельзя не подключить

Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа…» в том числе утверждены Правила техприсоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям. Данные Правила:

– являются основным нормативно-правовым актом, регламентирующим процедуру техприсоединения энергопринимающих устройств потребителей;

– определяют условия договора об осуществлении техприсоединения к электрическим сетям;

– содержат требования к выдаваемым сетевой организацией техническим условиям, критерии наличия либо отсутствия технической возможности по присоединению энергопринимающих устройств потребителей.

По сути, Правила определяют взаимные права и обязанности потребителей и сетевой организации по отношению друг к другу. Нарушение сетевой организацией обязанностей, предусмотренных Правилами, влечет негативные последствия, связанные с привлечением сетевой организации к административной ответственности и введением санкций, предусмотренных антимонопольным законодательством.

В соответствии с п. 3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по техприсоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности техприсоединения.

Таким образом, возможность техприсоединения поставлена в зависимость от наличия у сетевой организации технической возможности для техприсоединения потребителя.

Данное положение представляется обоснованным. Сетевая организация, как и любая другая коммерческая организация, заинтересована в увеличении количества потребителей ее услуг, которое позволяют получать ей большую прибыль от своей основной деятельности. Однако с учетом дефицита электрических мощностей в нашей стране зачастую не всегда технически возможно присоединить нового потребителя.

Согласно п. 28 Правил техническая возможность на осуществление техприсоединения имеется, если:

– сохраняются условия электрическогоснабжения для прочих потребителей, ранее присоединившихся к электрической сети;

– отсутствуют ограничения на присоединяемую мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым предполагается произвести технологическое присоединение;

– отсутствует необходимость реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя.

Если хотя бы одно из перечисленных условий отсутствует, то считается, что отсутствует и техническая возможность техприсоединения (п. 29 Правил).

О необходимости учета наличия либо отсутствия технической возможности при оценке действий сетевой организации свидетельствует и имеющаяся судебная практика. Так, например, Ф.А.С. СКО в Постановлении от 17.06.2009 № А32-22094/2008-5/317 посчитал законными действия сетевой организации, отказавшей в технологическом присоединении потребителю при отсутствии технической возможности. Аналогичные выводы содержатся в Поста­новлении Ф.А.С. ВСО от 16.09.2009 № А10-1175/09.

Однако Постановлением Правительства РФ от 21.04.2009 № 334 в п. 3 Правил был введен дополнительный 2-ой абзац, определяющий, что критерий наличия либо отсутствия технической возможности не учитывается при присоединении определенной категории потребителей. В первую очередь речь идет о потребителях – юридических лицах с потребляемой мощностью менее 100 кВт, и потребителях – физических лицах с потребляемой мощностью менее 15 кВт.

Итак, в отношении обозначенной категории потребителей сетевая организация обязана осуществить технологическое присоединение вне зависимости от наличия либо отсутствия технической возможности. Данное положение само по себе абсурдно, поскольку налагает на сетевую организацию обязанность по техприсоединению энергопринимающих устройств, которые в принципе технически присоединить нельзя.

Можно предположить, что законодатель, устанавливая такое условие, исходил из того, что мощность энерго­принимающих устройств указанных потребителей незначительна и сетевая организация в любом случае способна по результатам каких-либо технических мероприятий создать техническую возможность по их присоединению.

Однако практика несколько отличается от возможных предположений законодателя. К примеру, в случае пере­груженности объектов электросетевого хозяйства (или значительной удаленности энергопринимающих уст­ройств потребителя) присоединение даже одного дополнительного потребителя (пусть даже и с незначительной заявленной мощностью) может потребовать строительства новых ТП, прокладки новых электрических сетей и т.д. На выполнение мероприятий подобного масштаба с целью присоединения одного-единственного незначительного потребителя у сетевой организации зачастую может быть недостаточно финансовых средств, не говоря уж о рентабельности подобных меропри­ятий.

Представляется, что положениями п. 3 Правил существенно нарушается баланс интересов между сетевой организацией и потребителями, а практическая реализация указанных положений является достаточно проблематичной.

Правила против Кодекса

К сожалению, судебных актов на уровне федеральных арбитражных округов, связанных с применением абз. 2 п. 3 Правил, в настоящее время нет. Вероятно, это связано с относительно непродолжительным существованием данной нормы. Соответственно сейчас невозможно проанализировать тенденции правоприменительной практики в отношении указанной нормы.

Тем не менее в случае возникновения судебного спора, связанного с применением абз. 2 п. 3 Правил, с целью защиты интересов сетевой организации можно использовать следующую правовую позицию. В силу п. 5 ст. 3 ГК РФ в случае противоречия между нормами постановления Правительства РФ и ГК РФ применяются нормы ГК РФ.

Согласно п. 3 ст. 426 ГК РФ не допускается отказ коммерческой организации от заключения публичного договора лишь при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги или выполнить работы. Если нет возможности предоставить соответствующие товары (работы или услуги), то нет и обязанности заключать публичный договор.

Договор об осуществлении техприсоединения является публичным, и на него в полной мере распространяются нормы ст. 426 ГК РФ. Поэтому при его заключении необходимо учитывать наличие либо отсутствие технической возможности для осуществления техприсоединения. И если такой возможности нет, в заключении договора об осуществлении техприсоединения может быть отказано.

В рассматриваемом случае усматривается противоречие между нормами ст. 426 ГК РФ и абз. 2 п. 3 Правил техприсоединения: Правила налагают обязанность на сетевую организацию по осуществлению техприсоединения в любом случае, а ст. 426 ГК РФ предусматривает обязательное заключение договора лишь при наличии такой возможности (в том числе и технической).

Поскольку нормы ГК РФ имеют приоритет перед нормами Правил, абз. 2 п. 3 Правил применяться не может.

С целью доказывания отсутствия технической возможности сетевым организациям рекомендуется использовать институт судебной экспертизы, а также получить заключение компетентной технической организации либо органа технологического надзора (п. 31 Правил).

Выводы

Обобщая проблемы, связанные с применением абз. 2 п. 3 Правил, можно сделать следующие выводы:

– спорная норма Правил на практике является в некоторых случаях невыполнимой, поскольку полностью игнорирует технические возможности сетевой организации;

– сложившаяся судебная практика по вопросу применения абз. 2 п. 3 Правил в настоящее время отсутствует;

– с целью защиты сетевой организации от неблагоприятных последствий, вызванных невозможностью применения абз. 2 п. 3 Правил, рекомендуется ссылаться на противоречие данной нормы положениям ст. 426 ГК РФ.

Статья А.Копылова

Еще записи на эту же тему:



4 коммент. к “О юридических проблемах техприсоединения к сетям”

  • Геннадий | 28 Октябрь, 2010, 12:16

    Заявитель при отсутствии тех.возможности имеет право на технологическое присоединение по индивидуальному тарифу. С 2011 года цена технологического присоединения для заявителя по инд.тарифу станет очень небольшой (правда возможно некоторое увеличение сроков реализации тп).

  • Алексей | 14 Январь, 2011, 13:42

    В противоречии норм все может быть не так просто. В абзаце 7 части 1 Статьи 26 35-ФЗ «Об электроэнергетике» сказано, что:
    «… Порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает:
    … правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора;». Значит регулирование порядка заключения договора техприсоединения на основе Правил установлено Федеральным законом. Это может означать формулу не «Правила против Кодекса», а «Специальный (отраслевой) Федеральный закон против Кодекса». В этой формуле расклад не в пользу Кодекса.

  • C.А. Васильев | 24 Январь, 2012, 11:00

    Для восстановления баланса интересов между сетевыми организациями и потребителями необходимо закрепить за сетевыми организациями право включать в перечень мероприятий по технологическому присоединению осуществление подготовительных мероприятий по созданию технической возможности техприсоединения за счет заявителей и устанавливать, по согласованию с заявителем, сроки осуществления мероприятий по технологическому присоединению отличные от сроков, указанных в п. 15 ПТП ( 6 мес. для юридических лиц или ИП и физ. лиц максимальная мощность которых составляет соответственно 100 и 15 кВт)

  • Николай | 4 Июнь, 2013, 9:13

    Здравствуйте! Подскажите пожалуйста как быть в данной ситуации:
    В собственности имеется своя подстанция к которой подсоединены свои объекты, учёт электроэнергии выполнен не посредственно в ВРУ зданий учёт в ТП отсутствует.
    В настоящий момент ведётся строительство клиники в сетевую организацию было направленна заявка с сопроводительным письмом на получение ТУ на мощность 115 кВт.
    Уже прошло 3 месяца не ответа ни привета, со слов начальника отдела техприса он может выдать ТУ на присоединение только к сетям сетевой организации где цена 1 кВт составляет 12 000 — 15 000 руб.
    При обращение в энергосберегающую организацию просьбой внесения внесения данного объекта в договор, получаю отказ т.к. нужен акт техприса подписанный сетевой организации. Объясните почему я не могу получить ТУ на присоединение к своему ТП не могу получить акт техприса необходимого для внесения в договор на снабжения электроэнергии клиники, получается какой то замкнутый круг. Получается так хоть я собственник ТП а пользоваться им не могу как так получается. Подскажите что можно сделать, заранее спасибо.

Оставить комментарий (Зарегистрируйтесь и пишите коментарии без CAPTCHи !)

 
© 2008-2017 EnergyFuture.RU Профессионально об энергетике. All rights reserved. Перепечатка материалов разрешается при условии установки активной гиперссылки на EnergyFuture.RU.