О диких проблемах с которыми сталкнется ЯМАЛ-СПГ при вывозе продукции

EnergyFuture.RU: очень интересная и профессиональная статья, которая наглядно иллюстрирует наш тезис. что -С.П.Г. полностью неконкурентоспособный проект по сравнению с Катаром, Австралией и тд.

С.А. Шумовский (ЗАО «ЭСПАР-Аналитик»)

УДК 629.123

В арктических морях сезонные изменения ледовых условий обусловливают неравномерность объемов морских перевозок. Стабильная поставка сжиженного природного газа () с п-ова может быть обеспечена двумя способами: увеличением транспортного флота и созданием запасов С.П.Г., способных компенсировать нерегулярность перевозок. В настоящей статье изложена методика расчетов оптимальных параметров транспортно-логистической системы в зависимости от ледовых условий.

Ключевым фактором, определяющим интенсивность и саму возможность перевозок через арктические моря, является ледовый режим, т. е. наличие и состояние (протяженность, толщина и сплоченность) ледового покрова. Проектирование завода на Ямале требует подробного изучения ледовых условий на прилегающих акваториях для расчета параметров морской транспортной системы. Перевозка будет круглогодичной, что предусматривает новые критерии оценки сложности навигации.

Для сезонной навигации значение имеет ледовая обстановка только в летне-осенние месяцы. Для круглогодичной — основную роль играют зимне-весенние месяцы, с наименее благоприятными ледовыми условиями.
Морской путь на п-ов (в качестве примера рассматривается трасса Териберка -Харасавэй) проходит через юго-западную часть российской Арктики, в акватории двух морей — южной части Баренцева моря и юго-западной части Карского моря. Протяженность трассы 1200 км, в том числе в Баренцевом море 850 км, а в Карском — 350 км. Ледовые условия в Баренцевом и Карском морях принципиально различаются. В Баренцевом море они определяются интенсивностью морских течений, приносящих массу теплой воды из Атлантического океана. Благодаря этому, в Баренцевом море, особенно в западной его части, наблюдается относительно благоприятный ледовый режим, который ухудшается по мере продвижения на восток. Поступление теплых атлантических вод с течениями определяет смещение сезонного максимума ледовых условий на вторую половину зимы (март — апрель). В Карском море ледовая обстановка определяется атмосферными условиями, в первую очередь -температурным режимом.

ЛЕДОВЫЕ УСЛОВИЯ НА УЧАСТКЕ ТРАССЫ В БАРЕНЦЕВОМ МОРЕ

Трассу в Баренцевом море можно условно разделить на три участка (с запада на восток), по мере ухудшения ледовых условий:

  • от траверза Териберки до траверза о. Колгуев (450 км);
  • от траверза о. Колгуев до пролива Карские Ворота (380 км);
  • пролив Карские Ворота (30 км).

Первый участок находится под сильным влиянием теплых течений. Ледовый режим определяется интенсивностью притока теплых атлантических вод. Лед здесь встречается примерно каждую вторую зимне-весеннюю навигацию, как правило в марте — апреле, хотя в годы с тяжелыми ледовыми условиями, например 1999 г., ледовые поля наблюдаются с января по май. Расположение кромки льда и его сплоченность очень изменчивы. Преобладают разреженные молодые льды местного образования толщиной до 30 см.
Второй участок маршрута (БМ-2) характеризуется ежегодным наличием льда, средняя толщина которого возрастает от 30-50 см на западе до 70-120 см на востоке. С запада в акваторию поступают сильно трансформированные, с пониженной температурой, атлантические воды, с востока — холодные карские воды, которые в виде течения Литке идут вдоль юго-западного побережья Новой Земли. Преобладают сплоченные однолетние дрейфующие льды местного образования. Наиболее толстый лед на востоке района поступает из Карского моря. Местоположение кромки льда очень изменчиво — в некоторые зимы образования льда не происходит, ледяные поля встречаются только на востоке, ближе к проливу Карские Ворота, куда они попадают из Карского моря. В среднем наличие льда отмечается с января по май, в годы с тяжелыми ледовыми условиями — с ноября по июнь. Пролив Карские Ворота имеет наиболее тяжелые условия для навигации благодаря льдообмену с Карским морем. Преобладают однолетние дрейфующие льды, толщина которых в конце зимы достигает 120-140 см. В проливе часто наблюдается сжатие и торошение ледяных полей, что значительно затрудняет их преодоление. Наличие льда характерно с декабря по май, в отдельные годы -с ноября по июль. В годы с аномально легкими ледовыми условиями, например 2008 г., при устойчивых западных ветрах, исключающих поступление льда из Карского моря, пролив покрыт льдом только два месяца — март — апрель. В данном районе периодически наблюдается одно из малоизученных явлений, характерное для проливов арктических морей, так называемая ледовая река — поток дрейфующего с большой скоростью льда, способного блокировать работу даже атомных ледоколов.

ЛЕДОВЫЕ УСЛОВИЯ НА УЧАСТКЕ ТРАССЫ В КАРСКОМ МОРЕ

Маршрут через Карское море также можно разделить на три участка, в соответствии с тремя типами ледовых явлений:

* Новоземельский ледяной массив (250 км);
* Ямальская заприпайная полынья (70 км);
* ледовый припай у побережья Ямала (20 км).
Новоземельский ледяной массив (НЛМ) представляет собой обширное скопление толстого однолетнего льда сплоченностью 8-10 баллов, локализованного между архипелагом Новая Земля и п-овом . К началу лета НЛМ занимает около 60 % акватории, однако к концу августа — началу сентября, как правило, исчезает. В отдельные годы массив сохраняется в течение всего летне-осеннего периода, и хотя значительно сокращается в размерах, может блокировать пролив Карские Ворота для безледокольного плавания. Впрочем, для транспортной системы, функционирующей круглогодично, преодоление НЛМ в летние месяцы не вызовет трудностей.

Ямальская заприпайная полынья (ЯЗП) образуется между ледяным массивом и припаем, за счет устойчивых отжимных ветров, отгоняющих льды от кромки припая. Зимой полынья замерзает, представляя собой вытянутую с севера на юг полосу молодого и относительно тонкого льда. Припай образует у побережья Ямала широкую полосу неподвижного льда, сохраняющуюся большую часть года — с ноября по июль. К концу зимы толщина припая у западного побережья Ямала может достигать 1 м. Однако, благодаря неподвижности припайного льда, проложенный в нем судоходный канал сохраняется до 4-5 дней, что при регулярном судоходстве значительно упрощает форсирование припая.

Различают западное, центральное и восточное положение НЛМ. В 70 % случаев наблюдается западное положение, когда ядро массива формируется у побережья Новой Земли, а южные отроги блокируют пролив Карские Ворота. В этом случае ЯЗП образуется в восточной части моря, у побережья Ямала (.

При восточном положении НЛМ ядро массива расположено в восточной части моря, у побережья Ямала, а заприпайная полынья формируется на западе, у побережья Новой Земли. Такое местоположение массива значительно облегчает ледовую обстановку как в проливах, ведущих в Карское море, так и в районах западнее их. Однако у побережья Ямала ледовая обстановка значительно усложняется, на стыке ледяного массива и припая наблюдается значительное торошение льда. При центральном положении массива он занимает центральную часть акватории, а заприпайные полыньи нерегулярно образуются по обе стороны от него.

УСЛОВИЯ ДЛЯ РАСЧЕТА ПАРАМЕТРОВ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Положение НЛМ, а также изменчивость ледовых условий Баренцевом море определяют значительные вариации протяженности ледовитых участков маршрута. Значительные различия наблюдаются как по месяцам года, так и по годам. В марте 1998 г. между Териберкой и Харасавэем было 1200 км льда, а в марте 2008 г. — 400 км. Сжиженный газ не способен к многолетнему хранению, поэтому компенсировать многолетние колебания созданием запасов невозможно. С помощью накопления запасов могут быть компенсированы только внутригодовые (сезонные)колебания провозной способности транспортной системы.

Следовательно, расчет параметров транспортной системы, способной обеспечить ритмичность поставок, необходимо проводить исходя из условий года с наиболее тяжелыми ледовыми условиями (суммарная протяженность ледовых участков — 1200 км), а не среднемноголетними. Исключение могут составить экстремальные ледовые условия, повторяющиеся исключительно редко. Расчет времени на прохождение маршрута в тяжелых ледовых условиях приведен в табл. 1.

Еще записи на эту же тему:



Страницы: 1 2

Оставить комментарий (Зарегистрируйтесь и пишите коментарии без CAPTCHи !)

 
© 2008-2018 EnergyFuture.RU Профессионально об энергетике. All rights reserved. Перепечатка материалов разрешается при условии установки активной гиперссылки на EnergyFuture.RU.