Медведев вспомнил о торфе

Президент Рф Дмитрий по итогам расширенного заседания президиума Госсовета РФ, прошедшего 2 июля 2009 г., поручил правительству представить предложения по расширению использования малых генерирующих установок и других возможностей малой энергетики с учетом практики их применения и внедрения в субъектах РФ.

Ранее в решении Комитета по энергетике Госдумы была отмечена необходимость признания развития малой энергетики одним из приоритетных направлений государственной энерго политики. Для создания стимулов к развитию малой энергетики профильному подкомитету Госдумы поручено подготовить изменения в существующее законодательство с целью определения ее особого правового статуса.

В рамках Программы развития малой энергетики решено подготовить и реализовать проекты по возведению малых генерирующих установок, диверсифицированных по видам используемого топлива. В качестве «пилотного» проекта будут подготовлены и реализованы проекты по созданию таких установок, действующих на основе торфа.

При осуществлении этих проектов планируется отработать организационные основы и схемы финансирования, которые впоследствии могут быть применены в отношении большинства проектов по малой энергетике.

Напомним, что в Рф сосредоточена почти треть мировых запасов торфа. Его ежегодный прирост на порядок превышает добычу. В начале 90-х Россия занимала первое место в мире по добыче торфа. Однако если тогда добыча составляла около 50 млн т в г., то в 2007 г. было добыто лишь 1,725 млн тонн. Использование торфяного топлива для производства тепла и электрической энергии сократилось в разы.

Сегодня можно констатировать, что торфяная отрасль находится в глубочайшем кризисе, хотя отдельным компаниям и удается удержаться на плаву, но в целом добыча торфа стремительно сокращается. Торфяная отрасль не вписалась в современную рыночную конъюнктуру, отсутствие стратегического инвестирования и системного заказчика пагубно сказалось на ее развитии.

— ценнейшее органическое сырье, потенциал его использования в сельскохозяйственных, фармацевтических, нефтехимических и энергетических целях трудно переоценить. Форсированное использование торфа как топлива для обеспечения теплом и электроэнергией торфодобывающих регионов может стать не только существенным подспорьем в борьбе за выживание торфяных предприятий, но и локомотивом, способным вывести торфяную отрасль на принципиально новый уровень развития. Кроме того, очевидны выгоды и для смежных отраслей промышленности: энергомашиностроительного комплекса, трубной и металлургической промышленности и т.д.

Основой применения торфа в энергетических целях являются малые генерирующие установки, возводимые для обеспечения теплом и электрической энергией жилищно-коммунальные хозяйства муниципальных образований, находящихся в непосредственной близости от места торфодобычи, поскольку многократно было доказано, что его транспортировка на большие расстояния нецелесообразна. Очень важно понимание того, что основным потребителем тепла и электрической энергии, производимых на малых генерирующих установках, является население. Следовательно, основным заказчиком на сооружение таких установок должен стать муниципалитет.

В пользу увеличения доли применения торфа свидетельствует и наличие большого числа мелких населенных пунктов, которые неэффективно обеспечивать энергией за счет строительства крупных тепловых источников. В Рф насчитывается 66,5 тыс. малых и удаленных муниципальных котельных, подавляющее большинство которых работает на привозном мазуте и угле, что значительно удорожает цена тепла для населения и ЖКХ.

Малая энергетика на торфе может стать конкурентным преимуществом торфодобывающих регионов.

В настоящее время на торфе работает незначительное количество котельных, которые были возведены еще в советский период. По уровню эффективности использования топлива и К.П.Д. они не соответствуют современным требованиям. Таким образом, в этой области применения торфа мы существенно отстаем от большинства торфодобывающих государств. Существуют отечественные технологии сжигания торфа, не уступающие по эффективности большинству западных разработок в этой области. Однако они практически не внедряются, поскольку отсутствует государственная поддержка НИР и Н.И.О.К.Р. в этой области, а собственных средств зачастую не имеется ни у научно-исследовательских организаций, ни у торфяных предприятий, ни у муниципалитетов, которые потенциально могут быть заинтересованы в возведении эффективных малых генераций на торфе.

Очевидно, что необходима выработка форм и мер государственной поддержки торфяной отрасли и корректировка нормативно-правового обеспечения в этой сфере, а также формирование организационных основ научно-технического сопровождения развития отрасли. Также очевидным является то, что вывести отрасль из деградирующего положения можно лишь при слаженной, скоординированной работе Госдумы, заинтересованных министерств и ведомств, региональных органов исполнительной и законодательной власти, муниципальных образований, общественных организаций, торфодобывающих, научно-исследовательских и прочих заинтересованных организаций.

Решением совместного заседания Комитета по государственно-частному партнерству РСПП, Комитета по энерго политике РСПП и Комитета по энергетике Госдумы отмечена необходимость создания Некоммерческого партнерства, главной целью деятельности которого должно стать содействие развитию малой энергетики на торфе, формирование муниципального, регионального, государственного заказа на малые генерирующие установки, работающие на торфе. Решено, что за основу будет взято уже существующее НП «Российское торфяное общество». В стенах Госдумы 15 октября будет проведено Внеочередное расширенное общее собрание членов Некоммерческого партнерства «Российское торфяное общество», на котором будут рассмотрены и приняты изменения в устав НП, Положение и состав Наблюдательного Совета НП, а также вхождение в состав НП новых членов.

Реорганизация НП «Российское торфяное общество» позволит активизировать сотрудничество торфодобывающих субъектов федерации, муниципальных образований и торфодобывающих предприятий в сфере развития малой энергетики на торфе. НП также ставит цель создать единый организационный центр. Его задачей будет формирование системы муниципального заказа на возведение малых генераций на торфе, анализ существующих технологических решений с целью подбора оптимальной конфигурации для таких генераций, содействие развитию отечественных технологий в области производства тепла и электрической энергии с использованием в качестве топлива торфа и его производных. Для этого НП планирует сформировать особые организационные структуры — технопарки. Еще одной из важнейших задач НП будет совершенствование нормативно-правовой базы.

Реорганизация Некоммерческого партнерства предусматривает создание особого координационного органа НП «Российское торфяное общество» — Наблюдательного совета, — в состав которого будут делегированы представители основных министерств, ведомств, а также соответствующих профильных комитетов Госдумы, РСПП и ТПП РФ.

Углубленный анализ, проведенный совместно с заинтересованными ведомствами, позволит определить потенциально необходимые объемы вновь создаваемых и нуждающихся в модернизации малых энергетических мощностей, работающих на торфе, экономически обосновать необходимость их возведения и т.д.

Только после определения заказчика и масштаба заказа целесообразно подготовить предложения по мерам государственной поддержки развития торфяной отрасли и необходимости внесения изменений в действующее федеральное законодательство. Предстоит создать стратегию развития торфяной отрасли в Рф на долгосрочную перспективу и подготовить проект федерального закона по добыче торфа.

Еще записи на эту же тему:



Оставить комментарий (Зарегистрируйтесь и пишите коментарии без CAPTCHи !)

 
© 2008-2017 EnergyFuture.RU Профессионально об энергетике. All rights reserved. Перепечатка материалов разрешается при условии установки активной гиперссылки на EnergyFuture.RU.