Коммерсант: Революционный Указ Президента РФ в области энергоэффективности

Вступил в силу подписанный вчера президентом Дмитрием Медведевым указ, которым определяются показатели энергоэффективности регионов и муниципалитетов. Согласно документу, местные власти обязаны отчитаться по ним уже за 2008 г.. Инструментов реализации мероприятий по энергосбережению на местах еще нет, а соответствующий рынок, как полагают опрошенные «Ъ» эксперты, заработает не раньше 2011 г..

«Я подписал указ об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления, городских округов и муниципальных районов в области повышения энергоэффективности. Все уровни исполнительной власти в регионах должны на деле показать, как идет процесс энергосбережения, какие меры принимаются и каких результатов эти меры достигают»,— заявил вчера президент Дмитрий Медведев на заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики (см. стр. 3).

Вступивший в силу указ предполагает внесение дополнительных показателей в указы от 28 июня 2007 г. и 28 апреля 2008 г., регламентирующие оценку эффективности работы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления. Региональным и местным властям придется отчитываться об энергоемкости валового регионального продукта; доле энергоресурсов, расчеты за потребление которых осуществляются на основании показаний счетчиков, в общем объеме энергоресурсов; доле энергоресурсов, производимых с использованием возобновляемых источников; удельной величине потребления энергоресурсов в многоквартирных домах и доле расходов бюджета субъекта на реализацию региональной программы в области энергоэффективности уже за 2008 г., а далее на постоянной основе.

Сергей Севаев из Института экономики города отмечает: «Наличие критериев энергоэффективности — фактор, несомненно, позитивный, но базовая проблема заключается в том, что инструментов реализации энергоэффективных мероприятий нет». «Ъ» уже неоднократно писал, что схема так называемых энергосервисных контрактов, которая, согласно закону о повышении энергоэффективности, является основным инструментом его реализации для бюджетной сферы, не разработана. Энергосервисные компании должны осуществлять мероприятия для бюджетных учреждений и получать вознаграждение в виде доли от сэкономленных средств. «Методологии контрактов нет, работа на нуле»,— сетует господин Севаев. «В 2010 г. энергосервисные контракты вряд ли заработают»,— признает собеседник «Ъ» в Минэкономики. По данным «Ъ», документ, регламентирующий работу по контрактам, должен был поступить в правительство перед майскими праздниками, но внесен не был.

По словам Сергея Севаева, такое же положение дел и с другими «100 документами», которые по распоряжению премьер-министра Владимира Путина должны быть подготовлены до конца 2010 г. для реализации закона и организации рынка энергоэффективности. Сами регионы не в силах понять, как исполнять закон (см. «Ъ» от 22 апреля). До конца г. региональные и местные власти должны написать программы повышения энергоэффективности, и, как считает источник «Ъ» в Минэкономики, «»рыбы» к августу 2010 г. напишут все, но далеко не все понимают, чего от них хотят». Стимулов к энергосбережению у региональных и местных чиновников мало. «Все живут на потоках, а сокращение потока в силу экономии энергоресурсов — это то же самое, что пилить сук, на котором сидишь»,— заявил «Ъ» анонимный представитель правительства одного из регионов. Кроме того, снижение бюджетных расходов на энергию в дотационных регионах означает сокращение дотаций.

Законом, как и указом, предполагается финансовое поощрение из центра регионов, преуспевающих в экономии энергии. Но пока Минфин против поддержки энергоэффективных проектов из федерального бюджета, кроме гарантирования кредитов, а финансирование возобновляемой энергетики Алексей Кудрин считает в российской действительности неуместным (см. «Ъ» от 4 мая). Между тем руководитель дирекции управления проектами в области энергоэффективности Сбербанка Всеволод Гаврилов отмечает: есть масса «проектов первой очереди, которые не требуют госсубсидий и выдерживают рыночные ставки, окупаясь за один-два г.». Но и они пока работать не могут. «Нет бизнес-среды: люди попросту не могут задокументировать свои отношения в этой сфере»,— поясняют в Сбербанке.

«Указ президента работает достаточно жестко. За его невыполнение снимают губернаторов»,— констатирует Сергей Севаев. В этой ситуации вероятна массовая фальсификация в регионах показателей. Впрочем, много фальсифицировать не придется: энергоемкость ВВП в последние годы сокращается темпами 2-3% в г. за счет введения компаниями нового оборудования — без прямого вмешательства государства.

Еще записи на эту же тему:



Оставить комментарий (Зарегистрируйтесь и пишите коментарии без CAPTCHи !)

 
© 2008-2017 EnergyFuture.RU Профессионально об энергетике. All rights reserved. Перепечатка материалов разрешается при условии установки активной гиперссылки на EnergyFuture.RU.