Комментарий юриста: ЗА ЧТО И СКОЛЬКО ПЛАТИТ ПОТРЕБИТЕЛЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ?

1-Ый вопрос, который ставит перед собой предприниматель, заключая договор с поставщиком, подрядчиком или исполнителем: «Во сколько мне это обойдется?»

В традиционных сферах товарного оборота, если договор предельно четко сформирован, данный вопрос решается просто. Однако, когда дело касается оборота товаров необычных, таких как электрическая энергия, основной вопрос о цене и количестве товара довольно сложен для непосвященного человека.

Сложности в основном определены тем, что в отношениях, связанных с оборотом электрической энергии, отсутствует свободное ценообразование: стороны не могут произвольно договариваться о цене, за рядом исключений. Кроме того, ситуация осложняется также и наличием конвенциональных способов определения количества и иных параметров товара. Рассмотрим эти вопросы подробнее.

Проблема 1. Как считать?

Существует насколько способов определения количества потребленной электрической энергии:

  • согласно приборам учета (приборный способ);
  • согласно условиям договора между поставщиком и потребителем или правилам, установленным нормативно-правовым актом (расчетный способ).

Каждый платит за то количество энергии, которое потребил согласно приборам учета, если иное не определено специальными нормативно-правовыми актами или соглашением сторон. Таково общее положение, содержащееся в ст. 544 Гражданского кодекса Рф.

Как видим, данная статья содержит довольно интересное условие о том, что стороны вправе установить в договоре иной способ определения количества потребленной энергии или иного ресурса, если обратное не предусмотрено нормой специального нормативного акта.

Таким специальным актом в сфере электрической энергетики являются Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электрической энергетики (утв. Постановлением Правительства № 530 от 31.08.06). Но самое интересное, в Правилах прямо не говориться, что при наличии прибора учета количество потребленной энергии должно определяться только на основании приборного способа. Более того п. 136 Правил вообще говорит, что оплата потребленной электрической энергии осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа. Расчетный способ должен определяться в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии.

Упомянутые правила учета пока не приняты, посему даже при наличии прибора учета остается альтернатива в определении количества потребленной энергии как расчетным, так и приборным способом.

Если прибора учета нет вообще, либо он вышел из строя, для каждой категории потребителя объем потребления определяется по-разному. Так обычный потребитель, платит за объем определенный либо договором либо расчетным методом, предусмотренным п. 145 или 146 Правил.

Если это касается гражданина-потребителя, то применению подлежат нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению. Для владельца нежилого помещения в многоквартирном доме количество потребленной энергии определяется расчетным способом, согласованным ресурсоснабжающей организацией с лицом, заключившим с ней договор, исходя из мощности и режима работы энергоприемников.

Проблема 2. Потери электрической энергии

Еще один элемент, за который вынужден платить потребитель — потери электрической энергии в его сетях, в частности, в случае установки прибора учета не на границе его балансовой принадлежности. Здесь проявляется некоторая недоработанность Правил. В них не указано, что в объем потребления включается величина потерь, которые потребитель должен оплатить. Однако, если быть дословно точным, п. 143 Правил, регламентирующий данную ситуацию, указывает на объем «отпуска из сети», а не на объем потребления.

В таком случае стороны либо должны использовать приборный способ учета и откорректировать его данные по соглашению между собой в сторону увеличения, либо же рассчитать объем потерь в сетях.

Проблема 3. Определение величины электрической мощности

Платежи потребителя электрической энергии связаны не только с оплатой оной, но и электрической мощности. Определение потребленного количества мощности зависит от варианта применяемого тарифа. Так потребитель, применяющий двуставочный тариф (состоящий из ставки за мощность и за энергию), платит за мощность, количество которой определяется следующим образом:

  • При наличии прибора учета почасового потребления потребленная мощность рассчитывается как отношение суммы максимальных почасовых объемов электрической энергии в устанавливаемые системным оператором плановые часы пиковой нагрузки по местному времени к количеству рабочих дней в расчетном периоде, исходя из условия пятидневной рабочей недели.
  • Если приборов учета нет, то мощность в плановые часы пиковой нагрузки определяется, исходя из ее почасовых значений, определенных, как суммарное потребление электрической энергии, разбитое пропорционально почасовым значениям профиля потребления поставщика.

Если же потребитель применяет тариф, дифференцированный по числу часов использования мощности (ЧЧИМ), либо одноставочный тариф, дифференцированный в зависимости от времени суток, за мощность отдельно он не платит. Однако с ее определением связаны некоторые последствия применения конкретной тарифной ставки для расчетов. Например, выбор тарифной ставки дифференцированной по ЧЧИМ будет зависеть от того, какие были значения потребления мощности в часы максимальных нагрузок в режимный день зимы и всего годового потребления.

Немного отличается определение стоимости, приходящейся на потребителя электрической энергии, если он для своего энергоснабжения заключил отдельно договор на куплю-продажу с поставщиком и на передачу электрической энергии с сетевой организацией. Объем услуг по передаче определяются также в зависимости от величины потребленной энергии и/или мощности.

Если потребитель применяет двуставочный тариф, который состоит из ставки за содержание сетей и ставки за оплату потерь, то потребитель определяет величину как потребленной мощности, так и энергии. Основной вопрос естественно состоит в том, как определить объем мощности, исходя из которого будет производиться оплата услуг по передаче энергии.

В этом плане законодательство, а именно подпункт «а» пункта 14 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг определяет, что в договоре указывается заявленная мощность, которая служит пределом потребления энергии, превышая который систематически на 10%, потребитель должен оплатить фактическую мощность в расчетном периоде либо оплатить мощность максимальную, если речь следует о потребителе с присоединенной мощностью более 750 кВА.

Данное положение дает основание считать, что оплата услуг по передаче связана не с объемом фактических работ (услуг), а с определенной договорной величиной, которая реальную физику не отражает. Для потребителя это означает, что даже если его потребление было небольшое, а соответственно и заявленная мощность вся ему не требовалась, то он все равно оплатит услуги по передаче в количестве заявленной мощности. Данная ситуация совершенно не выгодна потребителю, в силу чего многие согласовывали с сетевыми компаниями положения о расчете не за заявленную, а за фактически потребленную мощность. Правомерность такого условия несколько сомнительна, учитывая формулировки упомянутой выше ст. 544 ГК РФ, которая позволяет платить за факт, только при отсутствии иных положений в специальных нормативно-правовых актах.

Абсолютно иная ситуация складывается при применении потребителем одноставочного тарифа за услуги по передаче электрической энергии. Здесь потребитель платит за тот объем услуги, который он реально потребил.

Проблема 4. Как определить цену?

Учитывая, что наш рынок электрической энергии подвергается постепенной либерализации цен (хотя это не означает, что все поставщики энергии могут поставлять ее по свободным ценам, определенным исключительно по воле сторон), свои позиции сдает та часть системы ценообразования, которая предполагала установление цен на энергию исключительно государством.

Естественно, это неудобно для потребителя, который вместо исключительного изучения тарифного меню в нормативно-правовом акте регулирующего органа, вынужден теперь еще дополнительно изучить сайт администратора торговой системы оптового рынка, сайт гарантирующего поставщика, а также для уверенности и сайт регулирующего органа.

Еще записи на эту же тему:



Страницы: 1 2

Оставить комментарий (Зарегистрируйтесь и пишите коментарии без CAPTCHи !)

 
© 2008-2017 EnergyFuture.RU Профессионально об энергетике. All rights reserved. Перепечатка материалов разрешается при условии установки активной гиперссылки на EnergyFuture.RU.