Коллекторские агентства будут выбивать с населения долги за электроэнергию

Долги потребителей за тепло и электроэнергию обещают превысить к концу 2011 г. 300 миллиард руб. Таков прогноз коллекторского агентства Morgan & Stout. В интервью «Маркеру» гендиректор компании Антон Дианов рассказал, что рост задолженности объясняется как увеличением тарифов, так и психологическими причинами: в Рф не привыкли платить за нематериальный ресурс. На балансах энергосбытовых организаций множится безнадежная дебиторская задолженность. По примеру банков поставщики ресурсов стали прибегать к помощи коллекторов. Однако работать коллекторам пока сложно: механизм взыскания задолженности в данном секторе только формируется.

—    Каков сейчас, по данным вашей компании, объем задолженности на рынке тепловой и электрической энергии? И какова тенденция в последние годы: растут долги или снижаются?

—    Мы работаем с долгами в энергетике с 2009 г. Объем задолженности на рынке тепловой и электрической энергии растет. По нашим оценкам, за период с января 2009 г. по март 2011 г. задолженность на розничном рынке электрической энергии выросла на 100,8 миллиард руб. c 47,8 миллиард руб. до 148,6 миллиард руб. То есть в среднем каждый месяц она увеличивалась на 3,7 миллиард. руб. Рост долга за тепловую энергию за тот же период, по оценкам Morgan & Stout, составил порядка 75 миллиард. руб. — с 35 миллиард руб. до 100 миллиард. руб. Но не весь этот объем составляет реестровую емкость, то есть не вся задолженность подлежит передаче коллекторским агентствам. Часть дебиторской задолженности, накопившейся от обанкротившихся юрлиц, тепловики и энергетики вынуждены просто списывать.

—    По каким причинам, на ваш взгляд, растут долги потребителей?

—    Во-первых, тепло или энергия — это ресурс, и он не воспринимается как продукт, за который нужно платить. Во-вторых, существуют льготники, есть системы перерасчета и т. д.

—    По вашим прогнозам, что будет дальше? Долги так и будут накапливаться? Ведь тарифы растут каждый г..

—    Я бы не привязывался только к тарифам. Мы ориентируемся на объем работ, который будет производиться с дебиторской задолженностью. Если компании и потребители будут стремиться к снижению долгов, то, конечно, объем дебиторской задолженности будет снижаться, если нет, то прогноз будет только в сторону увеличения. По итогам 2011 г. долги вырастут: за тепло — минимум до 130 миллиард руб., за электроэнергию — до 175 миллиард руб.

—    Как часто энергетики обращаются к коллекторским агентствам?

—    Я бы сообщил, все чаще и чаще. Энергетики, мне кажется, должны понимать, что агентство знает специфику взыскания долга в области ресурса. Мы работаем и с генерирующими компаниями, и со сбытовыми, и с населением. То есть можем работать как с юридическими лицами, которые должны друг другу, так и с физлицами, которые, сложившись в массы, должны юрлицу. Инструментарий применяется разный. 

—    Есть ли специфика у энергетического рынка? В чем сложности?

—    Специфика безусловно есть. К примеру, у банков отработана четкая система по выдаче кредитов и возврату денег по ним. Банк понимает, в какой момент он обратится к коллекторскому агентству, а когда все сделает сам. В отношении энергетики этого механизма нет, он только формируется, и мы в этом участвуем. Полнота и структурированность данных по задолженности в электроэнергетике оставляют желать лучшего.

К тому же имеет место психологический эффект: если ты взял деньги, то долг платежом красен, а теплая вода и электричество — ресурс, и ты можешь найти себе любую причину не платить. Это больше вопрос преференций и предпочтений должников в решении данных вопросов. В Рф приходится часто выезжать на места, так как у нас не такой большой процент урегулирования конфликта на этапе письменного, телефонного или электронного общения. В Европе все по-другому.

—    Каков подход к должнику? Существует устоявшееся мнение, что для коллекторов все средства хороши.

—    Работа коллекторского агентства по взысканию долгов проходит в несколько этапов и строго в рамках законодательства РФ. На первом этапе агентство пытается самостоятельно взыскать долг: рассылает неплательщикам уведомление об имеющейся задолженности, сотрудники call-центра звонят должнику, напоминая о непогашенном долге. Если должник неконтактен, за первым уведомлением следует второе или повторный звонок.

Как правило, в процессе общения кредитора с должником перечисляется стандартный набор проблем, которые могут возникнуть при невыплате долга: испорченная кредитная история, запрет на выезд за границу, конфискация личного имущества, которая может последовать в результате судебного разбирательства. Коллекторы в ходе диалога предлагают заемщику несколько вариантов погашения кредита.

Если до должника не удается дозвониться, он не реагирует на уведомления, к нему с целью вручения документа — требования по погашению долга — лично выезжает коллектор. Его задача — сформулировать требования и согласовать сроки погашения задолженности. Если коммуникация с должником не складывается на первых двух этапах, следует суд. 

—    Есть ли разница в работе с юрлицами и бытовыми потребителями?

—    Разница есть, и не только в области энергетики. С физлицами работа более структурирована: мы часто сталкиваемся с одними и теми же причинами неплатежей. Мы уже готовы к решению этих проблем. В отношении юрлиц это сложнее, у них сформирован пакет документов, что предполагает более комплексную и изощренную работу.

 

Еще записи на эту же тему:



Оставить комментарий (Зарегистрируйтесь и пишите коментарии без CAPTCHи !)

 
© 2008-2017 EnergyFuture.RU Профессионально об энергетике. All rights reserved. Перепечатка материалов разрешается при условии установки активной гиперссылки на EnergyFuture.RU.