Генеральный директор ООО «Газпром экспорт»Александр Медведев дал интервью по поводу 3-го пакета европейских энергопоправок

от EnergyFuture.RU — Генеральный директор ООО «Газпром экспорт»Александр Д.Медведев дал удивительное по своей откровености ( очень денег хочется интервью ), особо рекомендуем пассаж по американский рынок газа и американское ценообразование !

Европейским союзом за последний г. был принят ряд законодательных инициатив, направленных на реформирование газовой отрасли. Это «Третий энергетический пакет», проект Регламента ЕС о надежности поставок газа. Насколько серьезно они могут повлиять на сложившиеся взаимоотношения между участниками рынка, как эти нововведения отразятся на бизнесе «Газпрома»(Ртс:Gazp) в Европе в интервью редакции сайта рассказал заместитель Председателя Правления ОАО «Газпром«(Ртс:Gazp), генеральный директор ООО «Газпром экспорт»Александр Д.Медведев:

Александр Иванович, какие вызовы несет для «Газпрома» вступление в силу «Третьего энергетического пакета»?

Реформирование газовой отрасли в континентальной Европе определяется не только этим документом, но и целым комплексом законодательных инициатив органов власти Европейского Союза, включая, например, недавно принятый Европейским Парламентом проект Регламента ЕС о надежности поставок газа. Эти документы необходимо воспринимать в совокупности, чтобы понять, какие трудности они способны создать в работе на европейском газовом рынке.

После проведения в жизнь мер, предусмотренных реформаторами, проблемы могут возникнуть как в нашей оперативной деятельности, так и в сфере имущественных прав. Даже в тех странах, где у «Газпрома» не возникнут прямые обязательства по продаже газотранспортных активов, и он останется их владельцем, «Третий энергетический пакет» отстраняет компанию от доступа к управлению этими активами на территории стран Евросоюза.

Очевидно, что лишение поставщиков возможности управления газотранспортными активами обесценивает сделанные ими инвестиции в эти активы. Вот пример. В конце 1990-х годов, когда Россия испытывала проблемы с конвертируемой валютой, Группа «Газпром»(Ртс:Gazp) изыскала возможности построить транзитный газопровод «Ямал — Европа» через Польшу, по которому газ поступает, в частности, в Германию. Теперь возникает угроза того, что управление этим активом, предназначенным для надежного снабжения наших клиентов, будет передано независимому оператору, который станет действовать в собственных интересах. А владелец газовой трубы превращается в денежного донора, он обязан выполнять инвестиционные решения, принятые независимым системным оператором!

Коррективы придется вносить и в оперативную деятельность Группы «Газпром»(Ртс:Gazp). Механизм обеспечения надежности наших нынешних долгосрочных контрактов, включая готовность поставщика держать запас транспортных мощностей, которые позволяют ему быстро удовлетворять спрос в рамках меняющихся дневных номинаций, в новой системе отношений признается противоречащим конкуренции. Теперь вместо права несколько раз менять свои заявки в течение дня, наши клиенты смогут сделать это только один раз, причем за день до поставки. Однако без такого резервирования мощностей окажется очень трудно обеспечить предусмотренный уровень надежности и гибкости поставок. Подчеркну, что с учетом сезонности и крайней неравномерности спроса в течение дня, для газовой отрасли надежность и гибкость имеют важнейшее значение.

Какие риски это несет для обеспечения энергобезопасности Европы?

Новая модель газового рынка, скопированная с англо-саксонской, имеет свои достоинства и недостатки по сравнению с действующей. Она не нуждается в долгосрочных контрактах, так как на ликвидном рынке объемные риски невелики. Но без долгосрочных контрактов объем газа, который поступает на рынок, начинает зависеть от привлекательности цены. Если цены высокие, то газ будет. Если цена невысока, то объемы могут уйти на более привлекательные рынки или сохранены до лучших времен. Следовательно, надежность обеспечения Европы будет определяться конкуренцией с другими глобальными газовыми рынками, прежде всего, азиатскими.

Есть риски и для развития мощностей по транспортировке и хранению газа. Рыночная практика показывает: самыми заинтересованными сторонами в развитии газовой инфраструктуры, которая стоит дорого, очень медленно окупается и поэтому не слишком привлекательна для рядовых инвесторов, являются как раз газовые компании. Но им-то и будет запрещено участие в этой работе: между ними и инфраструктурой возводится своего рода Великая китайская стена. Без возможности получения разумного дохода за время функционирования трубопровода, без возможности реально влиять на управление его работой, поставщики не захотят следовать на такие крупные инвестиции, и станут искать более выгодные рынки и проекты. Таким образом, проводимая реформа содержит реальный риск недоинвестирования в газовую отрасль Европы — со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Примечательно, что страна-участница ЕС, которая воплотила в жизнь принцип разделения активов в духе «Третьего пакета» — Соединенное Королевство — уже испытывала в прошлые зимние периоды проблемы с поддержанием необходимого уровня газовых поставок. Британский либерализованный рынок не смог и вовремя обеспечить достаточно стимулов для инвестиций в новую инфраструктуру.Кроме того, любое копирование без учета местных условий может превратить достоинства англо-саксонской модели конкурентного рынка в недостатки, а недостатки — в хронические проблемы. В отличие, например, от Северной Америки, в континентальной Европе нет и не будет в обозримой перспективе тысяч независимых производителей и потребителей. Значит — надо придумывать и внедрять дополнительные механизмы, которые бы заставили нормально работать рынок, где доминируют двухсторонние олигополии. Фантазия реформаторов пока подсказывает им создание механизма блоковых централизованных закупок для всего ЕС, но рыночным такое предложение никак не назовешь.

Есть ли гарантии того, что собственность, созданная в прежние годы, и долгосрочные контракты на поставку российского газа останутся нетронутыми?

Об угрозе собственности я уже сообщил, остановлюсь на институте экспортных долгосрочных контрактов с нефтяной и нефтепродуктовой привязкой.

Они стали объектом жесткого давления со стороны Европейской Комиссии, которая рассматривает их как инструмент ограничения конкуренции среди поставщиков. На внутреннем газовом рынке ЕС действуют теперь в основном краткосрочные контракты. Формально «Третий энергетический пакет» нейтрален в отношении долгосрочных экспортных контрактов с нефтяной и нефтегазовой привязкой. Однако у экспортеров по ряду причин возникают проблемы с исполнением своих обязательств по этим контрактам. Они вызваны отказом от продления экспортерам долгосрочных транспортных контрактов после истечения сроков их действия, различиями в длительности между экспортными и внутренними контрактами купли-продажи газа, а также введением принципа «use-it-or-loose-it» при заказе транспортных мощностей.

Как изменится бизнес «Газпрома»(Ртс:Gazp) в Европе с вступлением в силу «Третьего энергопакета»?

Мы полагаем, что вводить новые правила игры можно только на те объемы газа, которые незаконтрактованы. Что касается уже принятых на себя обязательств по долгосрочным контрактам, то они должны соблюдаться неукоснительно.Вместе с тем, у Европейской Комиссии еще есть время для разработки окончательной конфигурации будущего газового рынка. Пока его очертания не вполне ясны даже самим авторам. Уместно напомнить, что саммит «Группы восьми» в 2006 г. определил глобальную энергетическую безопасность как единство безопасности спроса и предложения. Мы в «Газпроме» уверены, что вместе с основными поставщиками газа из третьих стран еще можно найти компромиссные решения. Мы работаем в этом направлении.

Как развивается диалог «Газпрома»(Ртс:Gazp) с Брюсселем относительно реформ энергорынка и защиты интересов концерна? Какие успехи достигнуты в этом направлении?

Мы поддерживаем регулярные контакты с различными европейскими структурами, как на политическом, так и на экспертном уровне.

Группа «Газпром»(Ртс:Gazp), а со своей стороны — и правительство Рф, внимательно отслеживают процесс внедрения «Третьего энергетического пакета». Это необходимо, чтобы удостовериться: ущерб, который этот процесс нанесет нашим собственным интересам, а также интересам партнеров и потребителей, не выйдет за рамки абсолютно необходимого минимума. Я также надеюсь, что нам будет предоставлена возможность внести важный вклад в доработку этого документа.

Европейские покупатели настаивают на дальнейшем пересмотре условий контрактов и формулы цены, утверждая, что рынок газа полностью изменился. Как вы оцениваете необходимость этих изменений?

Еще записи на эту же тему:



Страницы: 1 2

Оставить комментарий (Зарегистрируйтесь и пишите коментарии без CAPTCHи !)

 
© 2008-2017 EnergyFuture.RU Профессионально об энергетике. All rights reserved. Перепечатка материалов разрешается при условии установки активной гиперссылки на EnergyFuture.RU.