Ernst & Young: С появлением интеллектуальных технологий электроэнергетика приблизилась к поворотному моменту в своем развитии

В связи с планируемыми в течение следующих 5 лет инвестициями в объеме свыше 200 млрд. долларов США на цели коренной реконструкции инфраструктуры и системы учета электрической энергетики, традиционно консервативный сектор приближается к моменту радикальной смены модели отношений со своими основными заинтересованными сторонами. Об этом говорится в Seeing energy differently («Другой взгляд на энергетику»), новом отчете, подготовленном , сообщает пресс-служба консалтинговой компании.

Бен Ван Гилс, руководитель международной группы по оказанию услуг компаниям ТЭК и электроэнергетики, поясняет: «Электроэнергетика – это традиционный сектор, бизнес-модель которого мало изменилась за последние 100 лет. В настоящее время перед существующими компаниями и потенциальными новыми участниками сектора открыта возможность из числа тех, что появляются один раз в жизни (так называемая «интеллектуальная революция»), связанная с развитием новых технологий и появлением новых потребительских ожиданий».

Бен Ван Гилс продолжает: «Интеллектуальное измерение (Smart Metering)» – это не просто модернизация инфраструктуры. Эти инновации могут потенциально изменить стратегию энергетических компаний и все их методы работы».

Экологически более безопасная и интерактивная модель?

Основное внимание в докладе посвящено происходящим изменениям традиционной роли потребителя в секторе энергетики. Вместо того чтобы быть просто получателями услуг, предоставляемых энергетическими компаниями, потребители теперь имеют возможность играть роль производителей энергии (хоть и на микроуровне). Многие группы потребителей надеются, что инфраструктура на основе интеллектуальных технологий измерения приведет к улучшению состояния окружающей среды, а также обеспечит более надежную и доступную электроэнергию.

Как отмечает Бен Ван Гилс: «Интеллектуальное измерение позволит потребителям контролировать уровень потребления электрической энергии благодаря наличию информации об энергопотреблении, поступающей в режиме реального времени. Они смогут выбирать источники энергии и играть более активную роль в определении своей модели энергопотребления (включая методы и временные периоды). Это позволит им снизить общий уровень потребления энергии и изменить временные параметры такого потребления для того, чтобы исключить периоды пикового спроса и высоких цен».

Новые участники

Новый «разумный» мир обусловит появление на рынке новых участников из различных секторов, таких как розничная торговля, автомобильная промышленность, технологии и телекоммуникации. Это уже имеет место в отношении традиционных участников − например, создание партнерства немецкой энерго компании RWE с компанией Microsoft, говорится в отчете . По мере того как на рынке происходят революционные изменения, особенно на таком демонополизированном рынке, как в Великобритании, вероятность того, что компании вроде Google или Tesco проследуют с предложением новых дополнительных услуг, возможно даже услуг по непосредственному снабжению электроэнергией, сильно повышается. Несколько альянсов, которые уже были созданы для продвижения интеллектуальных технологий, такие как GridWise, IntelliGrid, ADDRESS и European Smart Metering Alliance (Европейская программа внедрения интеллектуальных систем измерения), также демонстрируют наличие потенциала для создания партнерств в области интеллектуальных систем измерения.

Бен Ван Гилс поясняет, что эти новые участники принесут ценный опыт осуществления реструктуризации в своих секторах: «В сектор электрической энергетики придут новые участники (как партнеры или индивидуальные поставщики), которые извлекли уроки из радикального преобразования своих секторов».

Какие уроки может извлечь электрическая энергетика из опыта других секторов?

Несмотря на все еще большой интерес среди различных групп потребителей (особенно тех, кто сразу откликнулся на предлагаемые изменения) к инновационным способам получения контента или услуг, участники сектора электрической энергетики также должны учитывать остаточный скептицизм и опасения, отмечает «Эрнст энд Янг». В частности, поставщики не должны обещать больше того, что могут обеспечить. Полезно учесть уроки внедрения технологий мобильной связи 3−го поколения (3G). Несмотря на большие объемы долгов, набранных компаниями, чтобы приступить к внедрению сетей, мобильный Интернет действительно начал работать только с выпуском iPhone (почти десятилетие спустя).

Бен Ван Гилс отмечает: «Энергетические компании (давно существующие или новые) должны представлять возможности нового «разумного» мира, но не преувеличивать их, чтобы не разочаровывать потребителей. В то же время потребители будут становиться более требовательными и переменчивыми в своих предпочтениях, в связи с чем обслуживающие их компании должны будут также быстро реагировать».

Каким будет поворотный момент?

Опыт, накопленный в секторе технологий, показывает, что компаниям следует проводить различие между маркетинговыми приемами и действительными возможностями новой технологии или коммерческого подхода. Выбор правильного момента времени – это решающий фактор в области технологий, так как изменения могут произойти в один день. Технологические компании научились проводить тщательные предварительные исследования, чтобы определить стратегический момент для вывода на рынок специальных товаров или услуг.

Бен Ван Гилс объясняет: «Неправильный выбор времени – преждевременный или запоздалый выход на рынок – может привести к неэффективному использованию инвестиций, или его результатом может стать упущенная экономическая выгода. Ведущие технологические компании стали экспертами в вопросах определения правильного момента времени для выхода на рынок. В Швеции, некоторых регионах США, Канаде и Австралии мы, вероятно, уже достигли этого уровня, но в других регионах мира компаниям еще предстоит научиться определять рыночные тенденции намного более точно. В этом они могут положиться на помощь внешних партнеров из технологического и других секторов».

Поворотный момент может наступить в результате внедрения одного продукта (или услуги), которого действительно ждут потребители, − killer ap, если использовать термин компьютерных технологий. Например, для индустрии игр таким killer ap является программа Wii. Однако есть многочисленные примеры в других секторах, например поисковый сервер Google для Интернета или автомобиль Ford Model T, 1-ый доступный автомобиль, который совершил прорыв в автомобильной промышленности. Бен Ван Гилс поясняет: «На данный момент трудно сообщить, что может стать таким killer ap для энергетических компаний. Это должна быть не обязательно наилучшая технология или самая низкая цена для обеспечения прорыва на рынке. Этот продукт (услуга) должен быть в высшей степени привлекательным, чтобы способствовать быстрой смене предпочтений потребителей».

Интеллектуальное будущее?

В отличие от других секторов, руководители энергетических компаний традиционно смотрели в будущее с высокой долей уверенности, пишет . Преобразования, вызванные внедрением технологий интеллектуальных измерений, носят ли они эволюционный или революционный характер, означают радикальное изменение образа мышления.

Бен Ван Гилс делает вывод: «Технологии интеллектуальных измерений предлагают большие возможности и выгоды как для существующих, так и для новых участников сектора электрической энергетики. Однако они также таят в себе опасность в случае, если компании действуют слишком быстро и теряют все из-за неправильного стратегического подхода или слишком медленно и упускают свой шанс. Следующее десятилетие будет самым интересным в истории развития сектора».

«Стратегическая задача российского сектора ТЭК и электроэнергетики не только удовлетворение растущего спроса на энергоносители но и достижение этого посредством экономически эффективных методов с использованием современных технологий, ― отмечает Алексей Лоза, партнер и руководитель группы по оказанию услуг компаниям ТЭК и электроэнергетики в СНГ. ― Выйти на мировые стандарты после длительного периода отсутствия существенных инвестиций – сложная, но решаемая задача. Сегодня сектор ТЭК и электроэнергетики начинает осознавать растущее влияние потребительского энергосбережения на энергетические предприятия. Повышение эффективности цепочек поставок, разработка и применение новых инновационных технологий позволят компаниям удержать свои позиции»

Еще записи на эту же тему:



Оставить комментарий (Зарегистрируйтесь и пишите коментарии без CAPTCHи !)

 
© 2008-2018 EnergyFuture.RU Профессионально об энергетике. All rights reserved. Перепечатка материалов разрешается при условии установки активной гиперссылки на EnergyFuture.RU.