Эксперты нефтяного рынка направили сегодня открытое письмо министру энергетики РФ С.И.Шматко.

Обращение группы экспертов нефтегазовой отрасли

к Министру энергетики РФ г-ну С.И.

1 декабря 2010 г.

Уважаемый Сергей Иванович!

Экспертное сообщество с удовлетворением восприняло информацию о подготовке проекта Генеральной схемы развития нефтяной отрасли РФ на период до 2020 г. В этом документе содержатся важные новшества, которых были лишены стратегические программы развития Т.Э.К. предыдущих лет. В частности, заслуживает всяческой поддержки намерение Мин_Энерго перенести акцент с наращивания производственных показателей, таких как добыча и объем переработки, на определение оптимальной налоговой нагрузки на отрасль, обеспечивающей максимальный эффект для российской экономики и увеличения поступлений в бюджет государства.

Вместе с тем, в проекте содержатся положения, которые, как нам представляется, требуют дополнительного обсуждения перед тем, как документ будет окончательно принят. Прежде всего, обращает на себя внимание тот факт, что временной горизонт проекта ограничен 2020 г., что, очевидно, связано с намерением его авторов сфокусировать основное внимание на освоении объема запасов, имеющихся в распоряжении нефтяных компаний. Новые запасы, конечно, не внесут значительного вклада в объем добычи к концу десятилетия. Но условия их восполнения, на наш взгляд, должны быть детализированы уже сегодня, чтобы после 2020 г. отрасль не столкнулась с риском резкого снижения добычи.

В этой связи обращаем внимание на возможность дополнения налоговых стимулов мерами организационного характера, которые также могут способствовать притоку инвестиций в разведку и разработку нефтяных месторождений и, в конечном счете, снизить ожидаемые потери бюджета от предоставления адресных фискальных льгот. Эти меры включают:

расширение инициативы отечественных нефтяных компаний, независимо от формы собственности, в освоении новых нефтегазовых провинций и российского шельфа, в частности, за счет использования договорных форм в сфере недропользования;
ослабление ограничений для инвесторов, как российских, так и зарубежных, в том числе за счет предоставления им гарантий участия в освоении крупных месторождений в случае их открытия;
поддержку малых и средних частных предприятий по работе с истощенными месторождениями и бездействующим фондом скважин;
принятие административных и законодательных мер по поддержке отечественной научно-технической базы производства оборудования, развития передовых технологий для нефтяной отрасли;
доработку российской классификации запасов нефти и газа с учетом экономической эффективности и целесообразности разработки категорий различной степени инвестиционной привлекательности.
Уточнение места в Т.Э.К. Рф государственных компаний, в том числе с учетом заявленной правительством приватизации государственной собственности, расширение инициативы частных компаний в разработке крупных месторождений и освоении новых нефтегазовых провинций способно стать драйвером позитивных изменений в структуре нефтяной отрасли, поддержать конкуренцию на рынке, повысить эффективность действующих предприятий, сократить риски резкого спада производственных и финансовых показателей в периоды неблагоприятной ценовой конъюнктуры, оказать поддержку бюджету, почти половина доходной части которого в настоящее время формируется за счет налоговых поступлений нефтяников.

Заслуживает дополнительного обсуждения предложение об унификации экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Следует учитывать, что для крупных компаний, осуществляющих вложения в модернизацию переработки, любые резкие изменения режима экспорта являются сигналом к более консервативному планированию инвестиций. В интересах дальнейшей модернизации переработки следовало бы, на наш взгляд, законодательно закрепить схему установления пошлин на экспорт нефтепродуктов, определив тем самым правила игры на длительный срок.

Целевым сценарием проекта Генсхемы предусмотрено снижение доли государства в доходе, получаемом Рф с 1 барреля нефти, с 70% до 65%. С учетом того, что доля нефтяных доходов в бюджете страны в настоящее время составляет 44%, планируемое сокращение доли государства будет означать потерю примерно 3,1% от доходной части бюджета, что составляет по итогам 2010 г. около 244 миллиард руб. Необходимо оценить, какая часть выпадающих доходов бюджета могла бы быть компенсирована за счет снятия существующих ограничений в сфере недропользования, привлечения инвестиций и расширения инициативы участников рынка, не рискующих при действующем законодательстве вкладывать деньги в нефтяную отрасль.

Александров Дмитрий Андреевич,

начальник отдела аналитических исследований ИГ «УНИВЕР Капитал»

Аронштейн Борис Наумович,

профессор Высшей школы экономики, аналитик Purvin & Gertz

Еремин Николай Александрович,

заведующий лабораторией Института проблем нефти и газа Р.А.Н.

Когтев Юрий Владимирович,

генеральный директор Агентства RusEnergy

Крутихин Михаил Иванович,

партнер, ведущий аналитик Агентства RusEnergy

Пусенкова Нина Николаевна,

руководитель Форума «Нефтегазовый диалог»,

Институт мировой экономики и международных отношений Р.А.Н.

Субботин Михаил Александрович,

директор компании «СРП-экспертиза»

Черный Юрий Ильич, профессор РГУ нефти и газа им. Губкина,

эксперт по нефтегазовой отрасли движения «Деловая Россия»

Чимбулатов Феликс Маратович,

генеральный директор внедренческой фирмы «Петрофизика»

РГУ нефти и газа им. Губкина

Еще записи на эту же тему:

Метки:


Оставить комментарий (Зарегистрируйтесь и пишите коментарии без CAPTCHи !)

 
© 2008-2018 EnergyFuture.RU Профессионально об энергетике. All rights reserved. Перепечатка материалов разрешается при условии установки активной гиперссылки на EnergyFuture.RU.