Доклад Шматко в СФ РФ «О мерах по комплексному развитию угольной отрасли РФ…»

Доклад на «Правительственном часе» Совета Федерации ФС РФ

«О мерах по комплексному развитию угольной отрасли

Рф и его законодательному обеспечению»

1 декабря 2010 г.

Уважаемые члены Совета Федерации!

От имени Мин_Энерго Рф выражаю Вам благодарность за ту активность и внимание, которые вы оказываете рассмотрению вопросов развития угольной промышленности.

Российская Федерация занимает второе место по запасам угля. В настоящее время  разведанные запасы угля составляют 193,3 миллиард. тонн, прогнозные ресурсы составляют 3816,7 миллиард. тонн. При существующем уровне добычи запасов угля хватит более чем на 550 лет.

Справочно:

Из разведанных запасов  бурого – 101,2 миллиард. тонн, каменного -  — 85,3 миллиард. тонн ( в том числе коксующегося – 39,8 миллиард. тонн), и антрацитов – 6,8 миллиард. тонн.

Добыча угля в стране осуществляется 137 разрезами и 91 шахтой общей годовой производственной мощностью более 370 млн. тонн.

Экономический кризис вызвал существенное снижение спроса на угольную продукцию со стороны ее потребителей. Поэтому уровень добычи угля в 2009 г. был самым низким за последние 4 г..

В 2010 г. наметилась тенденция к улучшению ситуации в угольной отрасли, по итогам 10 месяцев общий объем добычи угля составил 261,0 млн. т (+19,3 млн. т к уровню аналогичного периода прошлого года). Всего в 2010 г. ожидается добыть 320-322 млн.тонн угля.

Экономические и финансовые показатели деятельности предприятий угольной отрасли к настоящему моменту также улучшились. Суммарная прибыль предприятий отрасли по состоянию на 01.09.2010 составила 42,6 миллиард. рублей. В 2009 г. на указанную дату мы имели убыток в размере 1,4 миллиард. рублей.

Возобновился рост инвестиций в основной капитал угольных компаний. Их объем  в 2010 г. оценивается в 60 миллиард. рублей. Таким образом, ожидаемый объем инвестиций приближается к уровню докризисного 2008 г..

В последние годы следует активное обновление основных фондов угольной промышленности, в основном за счет приобретения высокопроизводительного добычного оборудования. В 2010 г. среднемесячная производительность труда рабочего по добыче  в среднем по отрасли составляет 192,2 тонны.

Среднемесячная заработная плата шахтеров за 9 месяцев 2010 г. составила в среднем по отрасли 25722 рубля – это плюс 3433 рубля к аналогичному периоду 2009 г..

В настоящий момент угольная промышленность в полном объеме обеспечивает потребности всех отраслей российской экономики в угле. За 10 месяцев 2010 г. на внутренний рынок поставлено более 160 млн. тонн угля, в том числе энергетического – 129,0 млн. тонн, коксующегося – 31,9 млн. тонн.

Российские угольные компании увеличили свое присутствие  на международном рынке угля. За 2009 г. объемы экспорта российского угля   выросли на 6,2 млн т, достигнув 107,1млн тонн. Основная доля экспорта приходится на энергетические угли – 87,6% общего экспорта.

Справочно:

Российская Федерация занимает третье место в мире по реализации угля на экспорт (более 106 млн. тонн). В сентябре 2010 г. закончился период падения мировых цен на энергетический . Благоприятная конъюнктура международного угольного рынка позволяет прогнозировать дальнейший рост экспортных поставок российского угля.

Традиционным рынком для российского угля являются европейские страны, импортирующие качественный энергетический для  обеспечения тепловых электрический станций. В целом страны западной, восточной и южной Европы потребляют  почти 65 млн. тонн российских углей. Однако основные перспективы увеличения спроса на российский связаны со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Существенное влияние на конкурентоспособность российского угля, как на внешнем,  так и на внутреннем рынке, оказывает большие расстояния перевозки угля от места добычи и переработки до внутренних потребителей, морских портов и сухопутных погранпереходов (3500-4000 километров). Величина транспортной составляющей в конечной цене угля постоянно возрастает за счет увеличения тарифов на железнодорожные перевозки угля, что в конечном итоге сказывается на его конкурентоспособности самым отрицательным образом.

Также сдерживающим фактором увеличения поставок угля является состояние российской транспортной  и портовой инфраструктуры.

Сегодня Байкало-Амурская магистраль не позволяет перевозить те объемы грузов, которые способны производить российские угольные компании. И если в 90-е годы прошлого века проблемой БАМа была его недозагруженность, то сейчас магистраль все чаще становится «узким местом» на пути продвижения грузов.

Развитие транспортных услуг в Рф осуществляется в соответствии с «Транспортной стратегией Рф на период до 2030 года» и федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы Рф (2010-2015 годы)».

В рамках федеральной целевой программы предусматривается строительство морских портов и развитие транспортных подходов к ним.

Реализация указанной федеральной целевой программы к 2015 г. позволит создать мощности для увеличения экспортных поставок угля в объеме до 140 млн. тонн в г..

Справочно:

Угольными компаниями заявлено о намерениях увеличения экспортных поставок угля со 110 млн. тонн в 2010 г. до 175 млн. тонн в 2030 г..

Правительством Рф 3 июня 2010 г. в основном одобрена Генеральная схема размещения объектов электрической энергетики до 2020 г. с перспективой до 2030 г.. Она предусматривает модернизацию электроэнергетической отрасли, в том числе путем  замены устаревшего генерирующего оборудования на новые современные образцы со средним К.П.Д. угольных электрический станций к 2020 г. не менее 38%, а к 2030 г. — не менее 41%.

Для решения этой задачи в рамках Ф.Ц.П. «Национальная технологическая база» подготовлена подпрограмма «Развитие силовой электротехники и энергетического машиностроения» на 2012-2016 годы. Речь следует о создании унифицированного энергооборудования для угольных энергоблоков мощностью 600-800 МегаВт нового поколения на суперсверхкритических параметрах пара и унифицированного энергооборудования для энергоблоков с внутрицикловой газификацией твердого топлива.

В то же время, предусмотренное Генеральной схемой увеличение доли угля в топливном балансе тепловых и электрических станций с 27 % в 2009 г. до 31 % по базовому варианту и 35 % по максимальному варианту в 2030 г. будет во многом зависеть от динамики роста внутренних цен на газ и тарифов на железнодорожные перевозки.

Справочно:

Необходимо отметить значительное влияние межтопливной конкуренции в топливном балансе тепловых и электрических станций на внутреннем рынке. Основную конкуренцию углю в качестве топлива для российских ТЭС составляет природный газ. Тем не менее, в I полугодии 2010 г. в связи с климатическими условиями и экономическим ростом наблюдалось увеличение потребления, как газа, так и угля в качестве топлива для ТЭС, при этом в структуре потребления произошел небольшой сдвиг в сторону увеличения использования угля.

Увеличению спроса на на внутреннем рынке будет способствовать применение  технологий глубокой переработки углей для получения синтетических жидких моторных топлив, горючих газов, разнообразных органических веществ. В настоящее время Мин_Энерго Рф совместно с заинтересованными угольными регионами и компаниями прорабатывает эти вопросы.

Для развития внутреннего рынка угольной продукции и укрепления позиций Рф на мировом рынке угля требуется:

  • наращивание мощностей по переработке энергетических углей до уровня, соответствующего требованиям рынка;
  • внедрение эффективных методов переработки угля на основе инновационных технологий;
  • реализация демонстрационных проектов по глубокой переработке угля.

Уважаемые члены Совета Федерации!

К сожалению, до настоящего времени процессы подземной добычи угля связаны с высокими рисками, как в Рф, так и за рубежом.

Показатели смертельного травматизма продолжают оставаться нестабильными и высокими, прежде всего, в результате крупных аварий на угольных шахтах.

Только за последние 6 лет от взрывов метана на угольных шахтах погибло 233 человека и травмировано 273.

Авария на шахте «Распадская» в очередной раз выявила значительные проблемы в обеспечении промышленной безопасности на угольных шахтах.

Анализ условий и причин аварий и травматизма в угольной отрасли показывает, что особого  рассмотрения требуют вопросы, связанные с проветриванием и управлением пылегазовым режимом шахты.

Еще записи на эту же тему:



Страницы: 1 2 3 4

Оставить комментарий (Зарегистрируйтесь и пишите коментарии без CAPTCHи !)

 
© 2008-2017 EnergyFuture.RU Профессионально об энергетике. All rights reserved. Перепечатка материалов разрешается при условии установки активной гиперссылки на EnergyFuture.RU.