Доклад Шматко на «Правительственном часе» в ГД РФ 08.12.10

Уважаемые депутаты Государственной Думы!

От имени Мин_Энерго Рф выражаю Вам искреннюю призна­тель­ность за активное внимание, которые вы оказываете при рассмот­ре­нии вопро­сов, связанных с развитием отраслей национального топливно-энерге­тичес­кого комплекса, играющих важную роль в социально-экономических процес­сах современной Рф.

Начну с электроэнергетического сектора, который у нас прошел в этом г. суро­вые испытания продолжительными зимними морозами и небывалой лет­ней жарой. По сравнению с прошлым г. рост планового потребления электрической энергии в 2010 г. оценивается порядка 4% в европейской части Рф и на Урале и около 3% в Сибири. Ключевыми фак­торами роста стали восстановление экономики после финансового кризиса и аномальные погодно-климатические условия в европейской части страны. Начиная с этого г., прогнозируется ежегодное увеличение элек­тропотреб­ления на 2-2,3%.

Буквально несколько цифр для понимания ситуации. Этой зимой в 10 регионах мы  прошли исторический максимум потребления, в том числе – в Москве. Потребили более 17.000 МегаВт мощности в декабре, такого у нас никогда не было. Вторая цифра: прошлой зимой мы прошли постсоветсткий рекорд потребления на территории Рф, приблизились вплотную к потреблению 1990 г. – 150 ГВт.

Важно отметить, что этой зимой уже в конце ноября мы подходим вплотную к рекордным цифрам потребления, которые были зарегистрированы прошлой зимой. Это наглядно показывает, перед какими вызовами стоит сегодня российская энергетика, какой ответственности требует от нас ситуация.

Поступательное развитие экономики страны напрямую связано со стабильным разви­тием электрической энергетики и ее своевременной модернизацией. А это должно быть в свою очередь обеспечено качественным инвестиционным процессом.

Мин_Энерго формирует предпосылки для этого через:

- долгосрочное планирование развития отрасли на федеральном и регио­наль­ном уровнях;

-  утверждение инвестиционных программ компаний с государственным участием, стимулирование их вы­пол­нения, обеспечение всестороннего контроля инвестиционного процесса.

Задачи долгосрочного планирования потребовали корректировки Генеральной схемы размещения объектов электрической энергетики до 2020 г. с учетом перспективы до 2030 г.. Была также утверждена Схема и прог­рам­ма развития Единой энерго системы Рф до 2015 г.. В развитие Генеральной схемы, по поручению Правительства, Министерством начата разработка Программы модернизации электрической энергетики Рф на период до 2030 г., которая будет внесена в Правительство по поручению до конца марта 2011 г..

Генеральная схема детализируется через схемы и программы развития субъектов РФ. В 2010 г. Министерством проведено два всероссийских совещания по подготовке соответствующих программ. До 1 мая 2011 г. планируется утвердить схемы и программы развития всех субъектов Феде­рации.

С 2010 г. вступило в силу Постановление Правительства, в соответ­ствии с которым Мин_Энерго утверждает инвестиционные программы всех государственных энергокомпаний и согласовывает инвестиционные програм­мы всех частных О.Г.К./Т.Г.К., предполагающих ввод генерирующих объ­ектов мощностью свыше 50 МегаВт и линий электропередач напряжением 220 килоВ и выше.

Все корректировки вышеназванных инвестиционных программ теперь проходят сог­ла­сование и утверждение в Мин_Энерго.

Надо отметить, что требования постановления Правительства выполняются не всеми частными компаниями. Большинство компаний внесли свои инвестпрограммы на согласование с существенными изменениями. Разработанный в Мин_Энерго совместно с Советом_рынка механизм Договоров на поставку мощностей предусматривает серьезные финансовые санкции за срыв сроков работы над Программой. Тем самым мы добились того, что компании получившие активы в процессе реформирования РАО_ЕЭС, стали более ответственными субъектами хозяйствования. Соответственно, мы подписали с ними юридически обязывающие документы. Эту работу мы как раз завершили в 2010 г..

Кроме того, в этом г. Правительством одобрен также разработанный Минис­терством комплекс мер по контролю реализации инвестиционных программ субъектов электрической энергетики.

С 2011 г. будут введены единые ключевые показатели эффек­тивности по инвестиционной деятельности, выполнение которых на ежеквар­таль­ной основе будут контролироваться Мин_Энерго. В случае их невыпол­нения, доля материального стимулирования, приходящаяся на соответству­ющие показатели, выплачиваться не будет.

В целях контроля за выполнением графиков вводов мощностей, мы, совместно с Системным оператором, с 2009 г. проводим регулярные проверки хода строительства энергетических объектов.

Их результатом, в частности, стало начало строительства на 27 блоках суммарной мощностью около 7 ГВт.

В 2011 г. планируется удвоить количество проверок – провести проверку на всех 87 энергообъектов, которые планируется к вводу в 2013 г..

Кроме этого хочу напомнить, что в целях финансирования строительства указанных объектов в 2007-2008 годах оптовыми и территориальными генерирующими компаниями были проведены дополнительные эмиссии акций, в рамках которых привлечено 450 миллиард. руб. Указанные средства должны были направляться на финансирование объектов генерации.

В 2009 г. Мин_Энерго выявило нецелевое расходование указан­ных средств в объёме 102 миллиард. руб. Мы понимаем, конечно, что частично это связано с тяжелыми условиями, которые возникли у нас в отрасли в связи с финансово-экономическим кризисом, тем не менее, мы организовали работу по  возврату этих средств. На сегодняшний день обеспечен возврат отвлеченных средств в размере порядка 47 миллиард. рублей (46% от суммы отвлечения). Полный возврат средств планируется осуществить до конца 2010 г..

Обращаю ваше внимание еще раз на то, что была разработана система договоров предоставления мощ­ности, в рамках которой закреплены инвестиционные обязательства компаний по строительству объектов генерации до 2017 г.. Это как раз те обязательства, которые брали на себя компании по покупке активов. Пришлось существенно пересмотреть эти юридические конструкции, утяжелить их, предусмотреть существенные штрафы за невыполнение их положений. На сегодня дого­воры на 98% подписаны как со стороны генерации, так и со стороны потребителей.

В 2010 г. Правительством приняты основные нормативно-правовые акты, регламентирующие работу долгосрочного рынка мощности. Рынок призван обеспечить стимулы для строительства новых мощностей генери­рующих компаний. Сегодня как раз подводятся итоги так называемого конкурентного отбора мощности.

Таким образом, инвестиционный процесс в отрасли обеспечивается как административными (в первую очередь, в части контроля), так и рыночными методами.

Теперь о формировании цены на электроэнергию – вопросе, который име­ет особую социальную значимость.

С января 2011 г. уровень либерализации в отрасли составит для генерирующих компаний 100%, но для населения цены по-прежнему останутся регулируемыми. Госрегулирование сохраняется в так называемых неценовых зонах (Дальне­восточном регионе, Архангельской и Калининградской областях, Республике Коми), а также на Северном Кавказе.

Мы ожидаем, что в 2011 г. рост цен будет не более 4 – 6% на оптовом рынке для разных регионов и будет в значительной степени определяться ростом цены на газ.

Еще записи на эту же тему:

Метки:


Страницы: 1 2 3 4

Оставить комментарий (Зарегистрируйтесь и пишите коментарии без CAPTCHи !)

 
© 2008-2017 EnergyFuture.RU Профессионально об энергетике. All rights reserved. Перепечатка материалов разрешается при условии установки активной гиперссылки на EnergyFuture.RU.