Доклад Министра энергетики С.И.Шматко в рамках «Правительственного часа» на заседании ГД (3 июня 2009 года)

Уважаемый Борис Вячеславович! Уважаемые депутаты!
В июне 2008 г. с окончанием реорганизации ОАО «РАО «ЕЭС Рф» завершена структурная реформа, создана новая структура отрасли. В ее составе генерирующие компании, инфраструктура (технологическая и коммерческая, включая Некоммерческое партнерство «Совет рынка», инвесторы, а также потребители и сбытовые компании.
С изменением структуры отрасли, соответственно, принципиально изменилась и система ее регулирования. У этой системы сегодня 4 уровня. На уровне Правительства создана Правительственная Комиссия по вопросам развития электрической энергетики, Федеральный штаб по безопасности энергоснабжения, функционируют региональные штабы по безопасности. На ведомственном уровне Министерство Энергетики взаимодействует с Ф.С.Т., Ф.А.С., Министерством экономики, Ростехнадзором, МЧС, работает с региональными органами власти.
Совершенствование системы управления, с учетом появляющихся задач и накопленного опыта, будет, безусловно, продолжаться.
В частности, хотел бы подчеркнуть, что энергетика – это отрасль, на которой строится система жизнеобеспечения всех регионов нашей страны. Поэтому в новых условиях резко возрастает роль государственного регулирования и контроля за деятельностью возникших в рамках реформирования компаний. Требуется большая нормотворческая работа, а также необходимо формирование эффективных механизмов контроля и надзора как на уровне государства, так и на уровне саморегулируемых организаций – участников рынка.
Кризис внес существенные коррективы в показатели работы электрической энергетики за 2008 г.. По его итогам электропотребление увеличилось на 1,9%, но это стало следствием роста экономики в течение первых трех кварталов. В четвертом квартале началось падение промышленного производства и, соответственно, падение спроса на электроэнергию. В ноябре-декабре электропотребление снизилось до уровня 2006 г..
Уст. мощность генерирующего оборудования по Рф в 2007 г. – 215,4 ГигаВт, в 2008 г. – 216,1 ГигаВт.
Продолжилось старение оборудования: 58,6% генерирующего оборудования отработало парковый ресурс полностью, более четверти генерирующего оборудования выработало парковый ресурс на 80%, а степень износа электросетей составляет 63,1%.
Эти цифры еще раз убедительно показывают необходимость масштабных инвестиций в электрическому энергетику, даже с учетом падения потребления в кризисный период.
Следующий показатель работы электрической энергетики – вводы генерирующих объектов. За 2008 — начало 2009 г. введены ряд объектов, крупнейшими из которых являются блок №11ТЭЦ-21, бл. №4 ТЭЦ-27 ОАО «Мосэнерго», увеличение мощности 1-го и 2-го блоков Бурейской ГЭС ОАО «РусГидро», Ново-Кемеровская ТЭЦ ОАО Т.Г.К.-12.
По итогам 2008 г. введено около 1700 МегаВт генерирующих мощностей, в том числе О.Г.К./Т.Г.К. – около 1200 МегаВт.
Также в эксплуатацию было введено около 11000 км сетевых объектов, ПС суммарной мощностью 22570 мегавольт/ампер.
После ликвидации ОАО «РАО Е_Э_С Рф» ключевой задачей перед вновь образованным Министерство Энергетики Рф стала подготовка энергетического оборудования и персонала к работе в зимних условиях. Именно в это время отрасль традиционно проходит серьезные испытания при максимуме энергетических нагрузок, проверяя свою готовность к работе подчас в самых экстремальных условиях.
При этом надо учитывать, что в ОЗП 2008-2009 годов в электрической энергетики уже не было вертикально-интегрированной структуры управления, а в большинстве генерирующих компаний появились новые собственники. Поэтому испытание проходила и новая система регулирования отрасли.
Правительство взяло под особый контроль вопросы:
— определения перечня регионов с высокими рисками ограничения энергоснабжения и разработки программ снижения рисков в них;
— мониторинга готовности энергообъектов к работе в ОЗП;
— накопления нормативных запасов топлива;
— полноты проведения и своевременности окончания ремонтной кампании.
Для обеспечения надежной работы в осенне-зимний период был определен перечень из 8-ми регионов высоких повышенных рисков. Для них был разработан и выполнен комплекс мероприятий, которые минимизировали риски нарушения надежности работы энергетические системы и безопасности электрическогоснабжения потребителей.
В целом большая энергетика страны прошла зиму 2008-2009 г. без значительных сбоев и аварий. Практически отсутствовали проблемы со снабжением топливом объектов электрической энергетики. Имевшие место массовые отключения потребителей из-за неблагоприятных погодных условий на Дальнем Востоке, в Европейской части Рф при взаимодействии сил отраслевых предприятий, МЧС и регионов в основном оперативно и своевременно устранялись. Уровень взаимодействия энергетических компаний и других служб при ликвидации аварий и результаты их работы можно оценить как «удовлетворительный».
Таким образом, функционирование Единой энерго системы Рф и электрическогоснабжение потребителей в осенне-зимний период (с 01.10.2008 по 31.03.2009) осуществлялось в соответствии с установленными параметрами надежности.
Эффективно работала межведомственная кооперация. В частности, было организовано взаимодействие угольных компаний, РЖД, генерирующих компаний в решении проблемного вопроса снабжения углем на этапе подготовки к ОЗП.
По сравнению с ОЗП 2007-2008 годов количество случаев ввода ограничений потребления снизилось этой зимой на 61,3%, отключений Л.Э.П. системообразующей сети — на 22%, отключений генерирующего оборудования 150 МегаВт и выше — на 13,7%. Это говорит о том, что проведенная подготовительная работа и постоянный контроль за ходом выполнения комплекса мероприятий позволили провести ОЗП 2008-2009 гг. с высоким уровнем надежности.
В то же время стало понятно, что в период подготовки к ОЗП у Министерство Энергетики в новых условиях нет достаточных полномочий и инструментария для эффективного контроля за вопросами, связанными с формированием запасов топлива и проведением ремонтов оборудования. По этим вопросам ведется доработка соответствующих нормативно-правовых документов, в том числе на уровне федеральных законов.
Важный результат прошедшего г. — продолжение формирования нормативно-правовой базы отрасли. С мая прошлого г. по май 2009-го Правительством приняты соответствующие правовые акты, в разработке которых участвовало Министерство Энергетики. Во исполнение ФЗ «Об электроэнергетике» было принято 6 постановлений Правительства в т.ч. по таким важнейшим вопросам:
№ 411 от 10 мая 2009 «О внесении изменений в Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электрической энергетики» (в части уточнения правил трансляции нерегулируемых цен);
№ 118 от 14.02.2009 «О внесении изменения в Правила тех.присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям» (в части льготных сроков и условий оплаты присоединения мелких потребителей);
№ 476 от 28.06.2008 «О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Рф по вопросам организации конкурентной торговли генерирующей мощностью на оптовом рынке электрической энергии (мощности)»;
№ 637 от 25.08.2008 «Об организации деятельности правительственной комиссии по обеспечению безопасности электрическогоснабжения (федерального штаба)»;
№ 819 от 07.11.2008 «О предоставлении субсидий бюджетам субъектов Рф на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике».
А также другие нормативные акты.
В части потребления электрической энергии – снижение уровня потребления электрической энергии, в некоторых регионах Рф – кардинально.
В сфере платежной дисциплины – увеличение темпа роста неплатежей на оптовом и розничном рынках
В инвестиционной сфере – ухудшение инвестиционных условий, значительное снижение в 2009 г. запланированных ранее объемов финансирования. Как следствие – снижение темпов строительства по сравнению с ранее запланированными объемами.
Первая ключевая тенденция — снижение электропотребления проявилась в первой декаде октября 2008 г..
По состоянию на май 2009 г. (с начала г.) средний объем снижения составил 5,86%.
При том, что изменение электропотребления по регионам достаточно существенны – от минус 25% в Республике Марий Эл, до плюс 2.5%. в Амурской области.
Под вопросом оказалась реализация многих промышленных проектов, для обеспечения которых электроэнергией планировалось и велось строительство генерирующих и сетевых объектов.

Еще записи на эту же тему:



Страницы: 1 2 3

Оставить комментарий (Зарегистрируйтесь и пишите коментарии без CAPTCHи !)

 
© 2008-2018 EnergyFuture.RU Профессионально об энергетике. All rights reserved. Перепечатка материалов разрешается при условии установки активной гиперссылки на EnergyFuture.RU.