Авария на Усть-Илимскской ГЭС 1986 года, описание

Суть. На каждом ГА температура каждого сегмента подпятника и масла в нескольких точках маслованны заведена на СТК (систему термоконтроля). В некоторый момент было замечено, что на 12 ГА температура некоторых сегментов подпятника упала.
Однако, обычная история, что иногда датчик отваливается от сегмента и просто плавает в маслованне и естественно остывает до Т масла. Очень часто этот дефект просто записывают в журнал дефектов и агрегат в таком виде работает до следующего ремонта — экстренно машину из-за этого не останавливают. И понижение температуры сегментов всегда просто интерпретировали как неисправность датчиков.
Все уставки защиты стоят на повышение температуры сегментов, и естественно защита на это не срабатывала.

Однако в этом случае ситуация была другая.
Через некоторое время выяснилось, что «остыл» уже не один сегмент, а два. Далее дефект развивался и количество «неисправных» датчиков увеличивалось. Но всё это всё равно относили к дефектам датчиков и ГА не останавливали.
И вот в один из дней вдруг из шахты генератора повалил густой дым как от пожара. Машину немедленно остановили.

Выяснилось, что сломались несколько опорных чашек сегментов подпятника — генератор перекосился, просел, повредил лабиринтные уплотнения на рабочем колесе турбины, часть генератора (номинально вращающегося) села на тормозные колодки.

При расследовании выяснилось, что опоры сегментов подпятника ломались поочередно и просто переставали нести потребление и, следовательно, остывали до температуры масла (обычно их температура выше). Сначала вылетел один сегмент — нагрузка перераспределилась на другие и они оказались несколько перегруженными. Потом другой — перегрузка еще сильней и т.д. Пока не сломалось такое количество, что агрегат перекосило. Причем никакой ощутимой вибрации — внешне все в порядке и ничего не заметно (кстати, штатной системы виброконтроля и боя вала тогда не было). Заметили только когда агрегат стал цеплять за тормозные колодки и появился дым.
Кстати, здесь была еще и такая опасность, что агрегат мог сесть настолько низко, что соскочили бы щетки с колец возбуждения ротора. Результат — мощная дуга, на щеточном аппарате, потеря возбуждения ротора, машина уходит в разгон, со всеми вытекающими последствиями.

Потом вышла инструкция, что понижение температуры сегментов так же важно, как и повышение и за ним стали следить.

Еще записи на эту же тему:



14 коммент. к “Авария на Усть-Илимскской ГЭС 1986 года, описание”

  • Hydroenergy | 13 Октябрь, 2009, 5:08

    Предлагаю публиковать здесь инциденты и происшествия на энергообъектах в которых кто-то был участником, наблюдателем или слышал о них.

    Это поможет эксплутационному пресоналу, который сейчас работает, избегать таких случаев и мы, возможно, таким образом поможем избежать некоторых потенциальных аварий и даже человеческих жертв.

    Желательно указывать год и объект, на котором, произошёл описываемый инцидент. Но, думаю можно публиковать и инкогнито.

    Всем спасибо.

    Герман Трещалов, гидроэнергетик.

  • Hydroenergy | 13 Октябрь, 2009, 5:12

    Вот некоторые незначительные детали по аварии на Нурекской в 1983-м, которые мне прислал один из сотрудников оперативного персонала, который тогда работал на этой станции.

    (цитата)

    По поводу аварии на Нурекской.

    Была такая.Только крышку турбины не сорвало совсем а лопнуло несколько болтов.

    Результат — затопление нижних отметок со строны нижнего бьефа так как там нет автоматических затворов. Жертв нет. Пострадало вспомогательное оборудование. Через пару дней воду откачали и все.

    Нурек тонул медленно.Генератор был остановлен, шаровый затвор закрыт все это за пару минут. Долго закрывали затворы нижнего бьефа, ночь на станции только дежурные, краном никто управлять не умеет. Пока сездили за крановщиком и т.д.

    Просто все аварии в СССР не афишировались а катастрофы по чистому везению не произошло. Я сейчас точно не могу сказать когда сорвало шпильки. В момент останова генератора или останавливали потому что пошла вода. Не моя смена была. Но важен факт что затвор со стороны верхнего бьефа был закрыт вовремя и это спасло от СШ варианта. А дальше все прошло тихо без паники. Но производители турбин об этом знали точно. Они приезжали чего то там меряли и т.д.

    И еще помоему 1 агрегат пускался последним то есть был самым свежим. Тогда говорить об усталостных разрушениях не приходится. Скорее конструктивные или монтажные дефекты, не тот метал шпилек. Но это моё мнение.

    Я считаю что срыв крышек на таких высоконапорных станциях дело времени. Постоянная жесткая вибрация видимо приводит к усталости болтов крепления.

  • Hydroenergy | 13 Октябрь, 2009, 11:56

    Эпизод 3.

    Объект — пока неизвестен. Дата происшествия — пока неизвестна.

    Во время эксплуатации одного из агрегатов выяснилось, что на каком-то отводе из спиральной камеры (СК) имеется свищ. Вообще из СК имеется много отводов — часть для запитки ТВС (техводоснабжения), часть для датчиков давления и расхода и т.п. Предположили, что на какой-то из этих врезок видимо был свищ и вода профильтровывалась сквозь бетон и сочилась на нижних отметках — стены постоянно были мокрые.

    И однажды в один из ремонтов решили проверить эти трубы. Агрегат был на тот момент осушен и с ВБ и с НБ.

    В это время был опущен БПЗ (быстропадающий затвор) с ВБ и кроме того были опущены ремонтные затворы (шандоры) с ВБ (см. картинку).

    И вот двое или трое человек залезли в СК обследовать её и её отводы.

    В это время другая бригада была допущена на БПЗ. Поскольку шандоры были опущены — это сочли возможным.

    Это была ошибка. Вследствие протечек через шандоры между ними и БПЗ скопилась вода. Расстояние между ними метра 2-3 и воды там накопилось, наверное кубов 20-50. Когда верхней бригаде в процессе работы понадобилось приподнять затвор (он управляется от собственной МНУ — маслонапорной установки) эта вода с грохотом слилась вниз.

    Если кто-то был в СК на осушенной машине, то представляет, как жутко там находиться — сыро, темно, водовод огромного диаметра уходит куда-то вверх в темноту, оттуда постоянно что-то булькает (всегда есть какие-то протечки). В общем неприятно там. А теперь представьте, что с оглушающим грохотом (там акустика как к оперном театре) эта вода с верхнего затвора полилась вниз в СК, на работавших там людей.

    Люк входа в СК не такой уж большой и человек в фуфайке проходит в него с некоторым усилием. Так они, говорят, вылетели оттуда в несколько секунд. Успели, молодцы.

    Ещё нюанс. Машина стояла на тормозах, возможно поэтому не раскрутилась, а то возможно последствия были бы ещё серьёзней, если бы ещё кто-то работал на вращающихся частях. Правда неизвестно хватило ли бы на раскрутку ротора той воды, которая скопилась.

  • Огнев | 17 Январь, 2010, 2:58

    С водой шутки плохи. На всех ГЭС есть системы контроля .Нужна квалификация и дисциплина. Тогда катастрофу можно предусмотреть и

    уменьшить вред. Важно на стадии ПИЗИ работ денег не жалеть и все делать надежно. На СШ ГЭС была системная некомпетентность и низкая дисциплина.

  • Огнев | 17 Январь, 2010, 3:02

    Вот САРТСНи пусть вытирают сопли"!

  • Огнев | 17 Январь, 2010, 3:07

    На моих ГЭС такого бардака не было!! Говорит вам всем проафессионал не чета Чубайсу и прочичим серым писакам.

  • Огнев | 17 Январь, 2010, 3:12

    Ломайте дальше, ГЭС у нас еще много! Дураками мир богат.

  • Огнев | 17 Январь, 2010, 3:33

    Новосибирская ГЭС, Иовская ГЭС, Усть-Хантайская ГЭС, Зейская ГЭС, все было, но мы находили причины и их устраняли радикально. На заводы и проектировщиков не сваливали, решали вместе. Больших бед не было, но надежность росла. На СШ ГЭС было много ученых, а выводы комиссии читать противно, обыкновенные троешники. Вот поэтому гибнет наша энергетика.

  • Огнев | 17 Январь, 2010, 3:35

    Gut bai!

  • Огнев | 17 Январь, 2010, 3:39

    Уже устал питаться гупостями троешников. Уже давно не юноша.

  • Огнев | 17 Январь, 2010, 3:52

    Энергетику и прочее хозйяство пора брать в профессиональные руки. Повышать инженерную квалификацию, создать условия для инициативы, любить дело, которому служишь. Меньше думать о собственном кармане, а больше болеть о деле. Тогда не будет таких СШ.

  • Огнев | 17 Январь, 2010, 3:56

    Если все сделать так, как я написал, все будет O-KEI!

  • Огнев | 17 Январь, 2010, 4:24

    Ретрограды хотят заставить жестколопастные РО турбины работать в широком диапазоне нагрузок регулирования частоты. Но они кричат от боли плохих режимов и гибнут, теряют выработку от низкого КПД.А ведь есть высоконапорные ПЛ турбины, диагональные. Но их плохие люди скомпрометировали, вот наши умники избивают РО турбины, теряют выработку, не берегут воду. А ведь это энергоноситель, а не просто вода в луже, можно экономить уголь, нефть, газ, беречь наше будущее и настоящее. Но топ-менеджеры с зелеными глазами все разворуют и нас не спасут. Заморозят, ограбят тарифами, пустят по миру. Нужно учиться у китайцев, они воров всех уровней казнят; и у американцев, они умеют считать деньги и их разумно вкладывать, но очень больших негодяев тоже казнят.

  • admin | 17 Январь, 2010, 18:22

    Может имеет смысл Вам писать на форуме, там технологически легче обсуждать

Оставить комментарий (Зарегистрируйтесь и пишите коментарии без CAPTCHи !)

 
© 2008-2017 EnergyFuture.RU Профессионально об энергетике. All rights reserved. Перепечатка материалов разрешается при условии установки активной гиперссылки на EnergyFuture.RU.