Анализ нововведений в ФЗ «О теплоснабжении»

Рассмотрены следующие наиболее значимые новеллы в законодательном регулировании теплоснабжения (в связи с принятием ФЗ «О теплоснабжении»):

1. В ст. 2 определены основные понятия, используемые в теплоэнергетике. Важные нововведения:

- понятие «потребитель» в рамках ФЗ включает в себя также исполнителя коммунальных услуг (далее – ИКУ).

Потребитель тепловой энергии (далее также — потребитель) — лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления

Положительные аспекты:

именно нормы ФЗ регулируют отношения ресурсоснабжения, а не положения жилищного законодательства (в частности, ЖК РФ, Правила № 307). Актуально в части возможной трансляции на ресурсоснабжение предусмотренных ФЗ оснований и порядка ограничения/прекращения теплоснабжения за долги ИКУ.

Видимые проблемы реализации:

высока вероятность того, что правоприменительная практика не воспримет новеллу и будет развиваться ранее обозначенным Президиумом ВАС РФ курсом распространения на отношения ресурсоснабжения норм жилищного законодательства.

- понятие «единая теплоснабжающая организация»

Единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения  — теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Рф

Положительные аспекты приобретения статуса ЕТО:

1) особый статус ЕТО, связанный с необходимостью гарантированного теплоснабжения потребителей,  поддержка властей;

2) наличие статуса ЕТО – дополнительная гарантия защиты теплоснабжающего бизнеса.

Справка:

В соответствии с проектом правил организации теплоснабжения, критериями определения единой теплоснабжающей организации являются:

1) владение на праве собственности или ином законном основании тепловыми сетями, к которым подключены источники тепловой энергии с наибольшей совокупной тепловой мощностью на территории поселения, городского округа;

2) наличие собственной или привлеченной службы обслуживания потребителей на территории предполагаемой зоны деятельности единой теплоснабжающей организации.

Границы зоны деятельности единой теплоснабжающей организации определяются границами поселения, городского округа.

2. Обозначены договоры, опосредующие оборот тепловой энергии: договор теплоснабжения, договор поставки (ст. 13, 15 ФЗ)

Договор теплоснабжения заключается между теплоснабжающей организацией (в т.ч. ЕТО) и потребителем (ч. 1 ст. 15 ФЗ).

Договоры поставки заключаются в случаях:

1) приобретения теплоснабжающей организацией (в том числе ЕТО) тепловой энергии у других теплоснабжающих организаций (ч. 4 ст. 13, ч. 3 ст. 15 ФЗ);

2) приобретения сетевой организацией тепловой энергии у теплоснабжающей организации в целях компенсации потерь в сетях (ч. 5 ст. 13).

Отличие договора поставки тепловой энергии от договора теплоснабжения заключается и в том, что договор поставки не предусматривает обязательной доставки тепла покупателю (ч. 1 ст. 17 ФЗ).

Проблемный вопрос: публичность договоров теплоснабжения и поставки.

Публичность договора теплоснабжения предметно оговорена в нормах ФЗ лишь в отношении ЕТО.

См. пп. 1 ч. 2, ч. 7 ст. 15 ФЗ:

В системе теплоснабжения определенная схемой теплоснабжения единая теплоснабжающая организация обязана заключить договор теплоснабжения с любым обратившимся потребителем тепловой энергии, теплопотребляющие установки которого находятся в данной системе теплоснабжения.

Договор теплоснабжения является публичным для единой теплоснабжающей организации. Единая теплоснабжающая организация не вправе отказать потребителю тепловой энергии в заключении договора теплоснабжения при условии соблюдения указанным потребителем выданных ему в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения к тепловым сетям принадлежащих ему объектов капитального строительства

Между тем, как предусмотренные ФЗ договоры теплоснабжения (в т.ч. заключаемые иными ЭСО, не имеющими статуса ЕТО), так и договоры поставки отвечают обозначенным в ГК РФ (ч. 1 ст. 539 ГК РФ) конститутивным признакам договора энергоснабжения: снабжение потребителей энергией посредством присоединенной сети. Учитывая, что  в силу ст. п. 1 ст. 426 ГК РФ, договор энергоснабжения относится к категории публичных, вышеуказанные договоры теплоснабжения и поставки также следует признать публичными.

3. Подтверждена возможность заключения договоров теплоснабжения с потребителем при опосредованном присоединении его теплопринимающего устройства к сетям теплоснабжающей организации (ч. 5 ст. 15 ФЗ)

Несмотря на то, что и ранее (по смыслу норм ГК РФ) непосредственное присоединение не рассматривалось в качестве обязательного условия заключения договора теплоснабжения, достаточно распространенной являлась практика признания правоприменительными органами наличия непосредственного присоединения в качестве обязательного условия заключения такого договора. Теперь с принятием ФЗ теплоснабжающая организация не только не вправе отказать в заключении договора, но также обязана урегулировать с сетевой организацией отношения по транспортировке тепла потребителю (см. ч. 1 ст. 17 ФЗ).

Положительный аспект:

дополнительная легализация отношений с потребителями, которые не имеют непосредственного присоединения к сетям теплоснабжающей организации.

Отрицательный аспект:

при обращении потребителя за заключением договора теплоснабжения к ЕТО, ЕТО обязано заключить договор теплоснабжения с потребителем и договор транспортировки с владельцем сетей, при этом ЕТО не вправе компенсировать оплату по договору транспортировки за счет потребителя, ЕТО вправе включить эти расходы при установлении тарифа на тепловую энергию на следующий г. (не факт, что все эти затраты будут учтены в будущем тарифе с учетом предельного уровня роста тарифа).

4. Теплосетевая организация не вправе требовать возмещения затрат на эксплуатацию тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии (ч. 6 ст. 17 ФЗ).

Статья 17. Оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя

6. Собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.

Выводы:

В случае отсутствия у сетевой организации тарифа на услуги по передаче тепла, она  не вправе требовать компенсации своих затрат на их эксплуатацию, в т.ч. и затрат на транспортировку тепла.

5. В ст. 22 ФЗ установлены общие для всех потребителей (в том числе и ИКУ) основания ограничения, прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя.

В частности, ограничение теплоснабжения возможно в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, в том числе в случае нарушения сроков предварительной оплаты, в размере, превышающем размер платы за более чем один период платежа, установленный этим договором.

Статья 22. Порядок ограничения, прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям в случае ненадлежащего исполнения ими договора теплоснабжения, а также при выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии

Еще записи на эту же тему:



Страницы: 1 2 3

Оставить комментарий (Зарегистрируйтесь и пишите коментарии без CAPTCHи !)

 
© 2008-2018 EnergyFuture.RU Профессионально об энергетике. All rights reserved. Перепечатка материалов разрешается при условии установки активной гиперссылки на EnergyFuture.RU.