Нужна ли своя «АИИС Энергосбыт» энергосбытовым компаниям — гарантирующим поставщикам?


Для тех, у кого нет поддержки флэш — краткое содержание презентации:

Нужна ли своя «АИИС Энергосбыт» энергосбытовым компаниям — гарантирующим поставщикам?

Несмотря на солидный – порядка 5 лет – возраст отечественного энергорынка, по-прежнему остаётся проблематичной ситуация с положением ряда компаний, которых до сих пор не соответствуют техническим требованиям, предъявляемым к участникам ОРЭ, и, в первую очередь, это энергосбытовые компании -гарантирующие поставщики. Ситуация с энергосбытовыми компаниями-гарантирующими поставщиками представляется довольно сложной. С одной стороны, постановление Правительства РФ № 530 от 31 августа 2006 утвердило Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, в соответствии с которыми, статус энергосбытовой компании-гарантирующего поставщика присваивается по результатам открытого конкурса, который проводится один раз в 3 года или при возникновении предусмотренных Правилами оснований, обусловливающих возможность смены энергосбытовых компаний-гарантирующих поставщиков. До определения победителя первого конкурса энергосбытовыми компаниями-гарантирующими поставщиками на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в частности признаются:а) Энергоснабжающие организации, которые на дату вступления в силу Правил осуществляют поставку электрической энергии в объеме не менее 50 млн. кВт.ч в год для снабжения граждан-потребителей и (или) инансируемых за счет средств бюджетов различных уровней потребителей, энергопринимающие устройства которых присоединены к принадлежащим таким организациям на праве собственности или на ином законном основании электрическим сетям, либо энергосбытовые организации, которые в порядке правопреемства или на ином законном основании приобретают (приобрели) права и обязанности таких энергоснабжающих организаций по договорам энергоснабжения;б) Энергосбытовые организации, принимающие (принявшие) на себя на основании соглашения с единым хозяйствующим субъектом на железнодорожном транспорте обязательства по снабжению электрической энергией потребителей (юридических и физических лиц), нергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании указанному единому хозяйствующему субъекту.Организации, которым статус энергосбытовой компании-гарантирующего поставщика присвоен в соответствии с указанными выше условиями, должны привести свои АИИС энергосбыт в полное соответствие с требованиями ОРЭМ в срок до 1 сентября 2010 г. В случае невыполнения данного требования такие организации будут ежемесячно нести финансовые убытки за счет увеличения распределяемой на них части отрицательного небаланса, сформировавшегося за отчетный период на балансирующем рынке. С другой стороны, коммерческим оператором рынка — ОАО «АТС», выдвигаются требования к участникам, в т.ч. энергосбытовым компаниям-гарантирующим поставщикам, в части приведения в соответствие с техническими требованиями, описанными в Приложении 11.1 (Положение о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка. Согласно ряду пунктов этого Приложения, энергосбытовые компании -гарантирующие поставщики и другие участники ОРЭ должны в срок до 01 сентября 2008 года завершить работы по созданию АИИС энергосбыт с обязательным формированием электронных макетов данных и их предоставлением в интегрированную автоматизированную систему управления коммерческим учётом (ИАСУ КУ) ОАО «АТС». Уже в конце лета 2008 года было очевидно, что энергосбытовые компании-гарантирующие поставщики не успеют привести к 1 сентября свои системы в соответствие требованиям ОАО «АТС». На заседании Наблюдательного совета НП «Совет рынка» 12 сентября 2008 года было принято решение по отсрочке применения штрафных санкций до 1 марта 2009 г., но только для энергосбытовых компаний-гарантирующих поставщиков; для обычных энергосбытовых компаний эта отсрочка была предоставлена до 1 января 2009 года. Таким образом, проблема создания систем, отвечающим требованиям регламентов рынка, у энергосбытовых компаний, в том числе у гарантирующих поставщиков, не разрешилась, а лишь были отодвинуты сроки. Необходимость в создании систем осталась.Мнение о том, что энергосбытовые компании, в том числе и энергосбытовые компании-гарантирующие поставщики, могут вполне обходиться и без своих систем учёта, используя в расчётах на рынке данные с систем смежных субъектов, не лишено здравого смысла. Энергосбытовой компании достаточно иметь «верхний уровень» системы для адекватного расчёта купленной/поставленной электроэнергии и получения данных в стандартных макетах от АИИС смежных субъектов. Есть ли техническая необходимость в установке своих собственных (энергосбытовых) измерительных комплексов — большой вопрос. Не прямо об этом, а косвенно, но в достаточно жёсткой форме этот вопрос был поднят Федеральной антимонопольной службой (ФАС) Российской Федерации 30 октября 2008 года на заседании Наблюдательного совета НП «Совет рынка».
В Пояснительной записке к заседанию Наблюдательного совета НП «Совет рынка», ФАС отметила, что требованиям второго этапа модернизации (срок — 1 сентября 2008 г.) не в полном объеме соответствуют все региональные энергосбытовые компании гарантирующие поставщики, а также ряд иных участников, которые имеют территориально распределенные электрические сети.
В качестве основных объективных причин указывались жесткие требования по срокам и составу систем, значительное число точек учета и, как следствие, значительный объем необходимого финансирования (в целом по РФ — свыше 150 млрд. руб.), а также длительные сроки согласования ОАО «АТС» документов по регистрации создаваемых систем.
Из этого ФАС был сделан вывод, что в условиях приоритетов по реализации инфраструктурных проектов, связанных с развитием электросетевого хозяйства, невозможно финансирование создания систем учета в предусмотренные текущими требованиями сроки без существенного роста тарифов на электроэнергию. В качестве возможного выхода из создавшейся ситуации ФАС предложила перенести сроки модернизации .
Тем не менее, для многих энергосбытовых компаний — гарантирующих поставщиков актуальным остаётся вопрос о создании или модернизации своих АИИС энергосбыт. Чаще всего, многим энергосбытовым компаниям-гарантирующим поставщикам необходимо быстрое (в самые сжатые сроки) создание своей АИИС энергосбыт, которая позволила бы организовать сбор данных от систем смежных субъектов. Сбор данных может осуществляться либо со счетчиков, установленных на присоединениях смежных субъектов, либо с УСПД, либо с серверов. Ведь многие гарантирующие поставщики да и просто сбытовые компании не нуждаются в «традиционной» (со всеми измерительными комплексами и УСПД). Намного важнее для них — организация сбора данных с систем смежных субъектов, грамотное соблюдение всех необходимых бюрократических процедур и регламентов ОАО «АТС».
Как бы ни развивались события вокруг определения сроков модернизации и штрафных санкций за невыполнение технических требований, предъявляемых к участникам рынка, Постановление Правительства РФ № 530 от 31 августа 2006 пока остаётся в силе. Под влиянием ФАС НП «Совет рынка», возможно, будет и далее отодвигать сроки, однако вряд ли они перейдут рубеж 1 января 2010 года, обозначенный в Постановлении Правительства РФ № 530 от 31 августа 2006.

Еще записи на эту же тему:

Метки:


Оставить комментарий (Зарегистрируйтесь и пишите коментарии без CAPTCHи !)

 
© 2008-2018 EnergyFuture.RU Профессионально об энергетике. All rights reserved. Перепечатка материалов разрешается при условии установки активной гиперссылки на EnergyFuture.RU.