3 года со дня катастрофы на СШ ГЭС. насмешка над родными погибших: 75 трупов и ни одного виновного

Сегодня исполняется три г. со дня катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС (СШГЭС), жертвами которой стали 75 человек. Согласно выводам следственного комитета Рф (СКР), аварийная ситуация на станции фактически развивалась с 1979 г.. Но отвечать за последствия трагедии придется менеджменту ГЭС 2009 г., с тех пор полностью сменившемуся. Новый менеджмент уже потратил на ликвидацию последствий аварии 27 миллиард руб. из планируемых почти 40 миллиард руб., а правительство создало традицию начинать на СШГЭС громкие кампании по критике участников отрасли.

Расследование причин катастрофы, происшедшей 17 августа 2009 г. на СШГЭС, завершено. Семи обвиняемым, в том числе экс-директору станции Николаю Неволько и его бывшему первому заместителю — главному инженеру Андрею Митрофанову, инкриминируется ч. 3 ст. 216 УК РФ (нарушение правил безопасности при ведении работ, повлекшее смерть более двух лиц и причинение крупного ущерба — «РусГидро(ртс:HYDR)» оценила его в 40 миллиард руб.). Фигурантам дела, никто из которых своей вины не признал, грозит до семи лет лишения свободы с запрещением занимать определенные должности на срок до трех лет. Как сообщил «Коммерсант» официальный представитель СКР Владимир Маркин, сейчас обвиняемые и их защитники знакомятся с материалами дела, в котором 1202 тома. После этого дело с обвинительным заключением будет направлено на утверждение прокурору.

Небеспричинная авария

Га N2, разрушение которого и привело к масштабной аварии, был введен в эксплуатацию в 1979 г.. Как было установлено СКР и экспертами, в течение всего периода своей работы он систематически эксплуатировался с нарушением правил в части «вибрации корпуса турбинного подшипника». С 2003 г., уточнил господин Маркин, превышение уровня вибрации начало приобретать более явный характер, но причины этого руководством и персоналом СШГЭС, как считают в следственных органах, «должным образом не выяснялись», а последствия вибрации не прогнозировались. При этом обработка и анализ результатов измерений вибрации проводились ненадлежащим образом, а оценки безопасности вибрационного состояния гидроагрегата необоснованно завышались. Между тем, считают в СКР, повышенная вибрация постепенно приводила к ослаблению креплений крышки гидроагрегата N2 и образованию трещин в металле шпилек.

При последнем плановом ремонте гидроагрегата N2 в январе-марте 2009 г. вопросы повышенной вибрации в очередной раз были оставлены без внимания. Кроме того, датчики стационарной информационной системы виброконтроля, установленной на гидроагрегатах, не позволяли оценивать количественные показатели уровня вибрации крышки турбины и верхней крестовины ГА. В результате она фактически не осуществляла функцию предупреждения персонала о недопустимых вибрациях гидроагрегата. При этом, отмечают в СКР, даже стационарная система виброконтроля в апреле-августе 2009 г. фиксировала превышение допустимого уровня вибрации гидроагрегата N2 не менее чем в три раза.

В день аварии амплитуда вибрации турбинного подшипника гидроагрегата N2 увеличилась до 840 микрон (при максимально разрешенном значении до 160 микрон). В результате произошло так называемое усталостное разрушение шпилек крепления крышки турбины к ее статору, что привело к отрыву крышки. Под воздействием давления воды ротор гидроагрегата с крышкой турбины и верхней крестовиной начал движение вверх. Из-за разгерметизации вода начала заполнять шахту турбины, воздействуя на элементы генератора, и поступать в машинный зал СШГЭС, который был затоплен до отметки 335 метров.

По версии СКР, ситуация усугублялась тем, что в «плане действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера СШГЭС», не был прописан сценарий затопления помещений ГЭС. Сотрудники станции не были обучены действиям в такой ситуации, поэтому не смогли предпринять каких-либо мер по своему спасению, что, считают в СКР, «заведомо поставило их в опасные условия».

Для расследования аварии, отмечают в СКР, были привлечены специалисты в области гидроэнергетики со всей страны. Они проводили собственные исследования причин аварии, результаты которых в качестве версий проверялись и оценивались в ходе расследования дела. Были выдвинуты и опровергнуты версии о возможном взрыве или землетрясении (для этого проводились взрывотехническая и сейсмологическая экспертизы). «Если бы правила безопасности при эксплуатации гидроагрегата N2 соблюдались, причины повышения вибрации своевременно анализировались, аварии бы удалось избежать»,— сообщил «Коммерсант» представитель СКР.

Ремонт следует

«РусГидро(ртс:HYDR)», в которой с момента аварии практически полностью сменилась управленческая команда, уверена в том, что завершит восстановление ГЭС в срок (в 2014 году). В рамках первого этапа восстановления в 2009-2010 г. компания устранила прямые повреждения на СШГЭС, в 2010 г. были пущены четыре наименее пострадавших гидроагрегата. С 2011 г. проводится программа полной модернизации станции, рассказывают в «РусГидро(ртс:HYDR)». К концу 2012 г., рассчитывает компания, у нее будет четыре новых гидроагрегата.

«В рамках расширенной модернизации СШГЭС мы до конца 2014 г. должны завершить ввод всех новых ГА, в том числе заменить старые,— поясняют в «РусГидро(ртс:HYDR)».— Пятую и шестую машину мы уже вывели, осталась третья и четвертая, и в итоге все гидросиловое оборудование, а также все системы защиты, схема выдачи мощности будут новыми; полностью будет заменен трансформаторный парк». Причем, отмечают в компании, «РусГидро(ртс:HYDR)» следует с опережением плана: 8-ой ГА появился в мае, а не в июле, а 9-ой компания надеется получить не в декабре, а в октябре 2012 г.. Монтаж основных узлов девятого гидроагрегата уже начался, ведутся работы в кратере десятого.

В «Силовых машинах» (завод-изготовитель оборудования) говорят, что новые агрегаты лучше прежних. «Срок службы увеличен до 40 лет,— объясняют в компании,— при этом максимальный К.П.Д. гидротурбины составляет 96,6%, улучшены ее энергетические и кавитационные характеристики». Турбины оснащены более эффективной системой технологических защит, автоматически останавливающей агрегат при недопустимых режимных отклонениях.

Регулирующее воздействие

После 2-ой годовщины аварии, когда непосредственное восстановление инфраструктуры вышло из авральной фазы, страсти переместились в сферу законотворчества и регулирования. Одной из горячих тем 2011-2012 годов стала аффилированность руководства энергокомпаний с коммерческими структурами. Но еще в сентябре 2009 г. на первом заседании комиссии по ликвидации последствий аварии на СШГЭС ее председатель И.сечин (в то время вице-премьер), говоря о виновниках происшествия, отдельно коснулся того факта, что занимавшееся ремонтом и обслуживанием станции ЗАО «Гидроэнергоремонт» было учреждено «практически всеми руководителями станции и их родственниками» (см. «Коммерсант» от 18 сентября 2009 года).

Тема аффилированности стала лейтмотивом и памятного выступления Владимира Путина на СШГЭС 19 декабря 2011 г.. Глава правительства тогда распространил критику на все руководство российских энергокомпаний с госучастием. По его словам, «из всех проверенных 352 человек руководящего состава энергетического комплекса у 169 должностных лиц — практически у каждого второго — выявлена аффилированность с 385 коммерческими организациями». В частности, премьер обвинил трех руководителей компаний сетевого комплекса в получении дохода от ремонтных структур. Теперь топ-менеджеры всех компаний с госучастием должны отчитываться перед Росфинмониторингом и другими ведомствами об аффилированности с коммерческими структурами.

В госрегулировании случилась еще одна новация, получившая меньшую огласку, но весьма важная для гидроэнергетики. Принятые в 2011 г. поправки в закон о безопасности гидротехнических сооружений и постановление правительства от 5 мая 2012 г. существенно расширили полномочия государственных контрольных органов на ГЭС. С 1 июля правительство ввело постоянный государственный надзор на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях и наделило Рос_Тех_Надзор широчайшими контрольными полномочиями в отношении любых юрлиц, владеющий объектами повышенной опасности.

Представители ведомства обязаны осуществлять осмотр зданий и оборудования и проверку работоспособности приборов, проверять системы связи, наблюдения, качество обеспечения охраны и контрольно-пропускного режима, инспектировать любую техническую документацию, а также получать информацию о планируемых собственником мероприятиях на объекте и оценивать их адекватность. Таким образом, собственник ГЭС должен будет отчитываться перед Ростехнадзором по мероприятиям, которые ранее целиком находились в его ведении. Перечень сооружений, в отношении которых быть введен постоянный госнадзор, должен быть готов к 1 ноября.

Еще записи на эту же тему:

Метки:


Оставить комментарий (Зарегистрируйтесь и пишите коментарии без CAPTCHи !)

 
© 2008-2017 EnergyFuture.RU Профессионально об энергетике. All rights reserved. Перепечатка материалов разрешается при условии установки активной гиперссылки на EnergyFuture.RU.